Глухие дети

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЕТИ ГЛУХИЕ
дети с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Глухие дети
дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, врожденным или приобретенным в раннем детстве. Среди глухих выделяются две категории детей: а) глухие без речи (ранооглохшие), б) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие). Чем раньше начинается специальная педагогическая работа с Г.д., тем успешнее преодолеваются последствия глухоты.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Глухие дети
дети, страдающие отсутствием слуха и вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью. Полная (тотальная) глухота встречается довольно редко; обычно сохраняется так называемый остаточный слух, позволяющий воспринимать очень громкие, резкие и низкие звуки, чего, однако, недостаточно для восприятия: речи. В результате специальных мероприятий по развитию и использованию остаточного слуха значительно повышаются возможности детей в овладении устной речью. Потеря слуха, наступившая до овладения ребенком речью, при отсутствии специального обучения приводит к глухонемоте. Обучение таких детей в специальных образовательных учреждениях особого типа (школах-интернатах для глухих) способствует компенсации дефекта за счет овладения навыками дактилологии, мимико-жестовой и письменной речи и, что особенно важно, словесной речи. Обучение осуществляется с использованием зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с лица глухие дети начинают понимать обращенную речь, а научившись производить речевые движения, начинают произносить слова. Овладение словесной речью способствует преодолению вторичных дефектов.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ГЛУХИЕ ДЕТИ
дети, имеющие глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха. Не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дБ в диапазоне до 1000–2000 Гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Чем раньше начинается специальное обучение ребенка словесной речи с использованием и развитием остаточного слуха и чтения с лица устной речи окружающих, тем меньше психическое развитие отклоняется от нормы.
Даже в условиях специального обучения развитие словесной речи глухих отстает от нормы и имеет целый ряд особенностей, касающихся овладения фразовой речью, усвоения звукобуквенного состава слов; часто наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов. При обучении Г. дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее – обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее – словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз допускают нарушения правил грамматики. Понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной и письменной речи. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов (например, формирование словесно-логического понятийного мышления происходит со значительным опозданием и отличается большим своеобразием), эмоционально-волевой сферы и др. Для общения со слышащими детьми пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Между собой Г. д. общаются с помощью мимико-жестовой речи, знаковая и информационная структура которой более сложна, чем при естественных жестах, однако эта речь отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной и используется в общении ограниченным кругом людей.
Специальное обучение позволяет глухим детям овладеть словесной речью, что расширяет возможности их общения со слышащими и способствует преодолению недостатков, как в сфере познания, так и в развитии личности.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию