ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
процесс создания всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами. Термин "глобализация образования" не соотносим с термином "глобальное образование", не означает его результат. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. -283) См. также Болонский процесс, Международное сотрудничество в области образования
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
влияние, оказываемое на процесс образования в какой-либо стране экономической, политической и информационной мировыми системами, результатом которого является изменение законодательной базы, организационных форм, структуры учебного плана, содержания учебных дисциплин национального образования по западному образцу. Противоречие (конфликт) между нормами и формами западного и национального образования образует сущность глобализации образования. Сочетание достоинств западной системы образования (мобильность, индивидуальность обучения) и национальной (фундаментальность, системность) — основная проблема глобализации образования. Вхождение России в Болонский процесс (2004 г.) представляет собой попытку адаптации российской системы образования к европейской. Глобализация образования, как и экономики, вводит его в состояние большей неопределённости и зависимости от внешних источников информации (Интернет). Повышение уровня осознанной самостоятельности учащихся — условие ослабления негативного влияния факторов глобализации на образование человека. Литература: Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества. - М., 2004; Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. - М. 2006; Федотова В.Г. Хорошее общество. - М., 2005. В.М. Кондратьев
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
один из аспектов «дифференцированной глобализации», отражающий процессы универсализации системы образования в мире. В Г. о. можно выделить три основных вектора. Первый связывается с интеграционными процессами, формированием единого образовательного пространства. Вторая черта Г. о. – ее всеохватность, т. е. проявление практически во всех аспектах функционирования систем образования (структура, уровни, подходы к оценке качества и т. д.). Третья сущностная характеристика Г. о. – это появление новых социальных отношений, новых принципов взаимодействия образования как социального института и новой системы взаимозависимости в мировом социальном пространстве. В социологической интерпретации Г. о. стимулирует формирование нового типа общества, основанного на знаниях и новой системе социальных отношений, продуцирующих и поддерживающих их. Наличие мощной образовательной и научной среды, как демонстрирует мировой опыт, позволяет сформировать базовые компоненты интеллектуального потенциала общества, в частности кадровый и технологический. Именно поэтому развитие данных социальных институтов носит приоритетный характер во многих станах мира (Сперанский В. И., Ященко А. А. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России (на примере нефтегазового комплекса): монография. – М.: Русская новь, 2002. – 272 с.; Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Глобализация: Обзорные статьи. – С. 3–5; Делягин М. Мы можем не только выжить, но и извлечь из процесса стратегическую выгоду //Глобализация: Обзорные статьи. – С. 7–12; Бедрик Р. Гуманитарные аспекты глобализации // Глобализация: Обзорные статьи. – С. 26–33; Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию: пер. с нем. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 304 с.). Е. Г. Михайлева
Источник: Глоссарий современного образования.