Гипотеза
научное предположение, выдвигаемое для ^ объяснения каких-либо явлений.
Источник: Исследовательская деятельность
Гипотеза
от греческого- основание, предположение)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
ГИПОТЕЗА
предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ГИПОТЕЗА
научно обоснованное допущение или предположение, истинное значение которого не определено и требует проверки и доказательства.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ГИПОТЕЗА
(от греч. основание, предположение) - научно обоснованное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно; форма развития науки.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Гипотеза
(гр. hypothesis – предположение) – основание, научное предположение выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ГИПОТЕЗА
научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ГИПОТЕЗА
компонент научного исследования или опытно-экспериментальной работы, заключающий в себе предположение о возможном результате и условиях его достижения [5, c. 24; 19, c. 80; 66, c. 71; 91, c. 115].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ГИПОТЕЗА
основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.
Источник: Педагогический словарь
Гипотеза
мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ГИПОТЕЗА
предположение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления (или группы явлений), существования объекта (его свойств и связей, причин возникновения), необходимых для решения конкретной проблемы. Гипотеза неопределенна, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным знанием.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ГИПОТЕЗА
от греч. hypothesis — основание, предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией; она верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ГИПОТЕЗА
научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Г. проверяется практикой. Обоснованная и подтвержденная опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Использование Г. в школьном обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности. Наибольшие возможности для применения Г. открывает проблемное обучение. См. также Рассуждение
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ГИПОТЕЗА
(от греч. hypothesis – основание, предположение). Система умозаключений, на основании которой прогнозируется результат исследования, эксперимента или опытного обучения. В психологии – компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения недостаточной информации. Процессы оперирования Г. и ее формулирования зависят от опыта и знаний человека. Использование Г. в обучении способствует развитию у обучаемых логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельностью. Наибольшие возможности для применения Г. открывает проблемное обучение и обучение в сотрудничестве.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Гипотеза
[гр. hypothesis – основание, предположение] – компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи») решения. Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи (определяемый степенью ее новизны для субъекта и нестандартностью способа решения), тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация Г. (проверка их на истинность) является единственной формой решения.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ГИПОТЕЗА
научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Г. является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении Г. и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает Г. и она становится фактором, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая Г. и т.д.Формулируя Г., исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, Г. в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.
По поводу Г. исследования необходимо отметить следующие обстоятельства. Во-первых, Г. в начале работы над темой, проблемой на стадии подготовки методики исследования может быть сформулирована лишь в самых общих чертах и в дальнейшем требует детальной проработки после теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.
Во-вторых, Г., о которой здесь идет речь – это общая Г. исследования. В ходе работы над исследованием в русле этой общей Г., естественно, начинает выстраиваться целый ряд частных предположений (Г.), они начинают ветвиться и, таким образом, возникает целая система, древо гипотез. Но эти частные, рабочие Г. излагаются уже в завершающем исследование тексте научного отчета, доклада, статьи и т.д.
А.М. Новиков
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Гипотеза
основание, предположение) - научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически). В психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения(экстраполяции)субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Гипотезы могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Гипотезы относительно принципа ("идеи") решения. Использование Гипотезы в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Гипотезы. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Гипотезы являются единственной формой решения. Отличие психологического понимания Гипотезы от логического состоит в том, что в логике Гипотезы рассматриваются с точки зрения их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с точки зрения результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Гипотезы исследуются как механизм этого процесса, как само движение мысли.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ГИПОТЕЗА
(гр. ύπόθεσιζ – основание, предположение) – 1) научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно;
2.) элемент правовой нормы, содержащий условия ее действия (время, место, субъектно-объектный состав). Различают Г. как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории. Научная Г. всегда выдвигается в контексте развития науки для решения какой-либо конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Эвристическая роль метода Г. в развитии современного научного знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы Г. различной степени общности (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Границы науки. – М.: ИФ РАН, 2000; Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: ЧеРо, 1997; Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Избранные произведения: В 2-х т. – М.: Мысль, 1989; Ивлев Ю. В. Логика. – М.: Изд-во МГУ, 1992; Ярошевець В. І. Людина в системі пізнання. — К., 1996; Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності. – Х.: ХДАК 1998). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
Гипотеза
это высказывание, предполагаемое или явное, содержание которого имеет информационную и интонационно-интенционную составляющие. Информация в гипотезе выражает представление о чем-либо, соответствующем некоторому вопросу, ставшему источником поиска и нахождения ответа автором гипотезы. Интонационно-интенциональное проявление автора гипотезы состоит в придании ответу предположительности, модальности возможности и необходимости проверочной процедуры, в которой либо эта модальность заменяется модальностью долженствования или действительности, либо гипотеза лишается смысла и не рассматривается в дальнейшем, либо откладывается для повторных проверок. Как правило, гипотезы порождаются в инновационной практике и, в особенности, в научных исследованиях. В силу новизны ситуаций, дополнительных сведений, мнений прежние представления, гипотетичность которых уже была преодолена раньше, перестают быть достаточными и появляется потребность в ведении представлений, требующих проверки на "истинность", соответствие реальности. В научных исследованиях поддерживается культура слежения за границей между представлениями, прошедшими разнообразную и прежде всего модельно-экспериментальную проверку на "истинность", и теми, которые обеспечивают рост научного знания. Последние выступают сначала в статусе гипотез, а затем, по мере осуществления подтверждающих процедур, переходят в статус научных знаний. Гипотетические утверждения организуются системой вопросов, выдвижение которых составляет особую составляющую культуры мышления при поиске возможностей расширения объема и качества знания. Она базируется на процедуре проблематизации. Таким образом, Г.утверждение, предполагающее проверку правомерности отнесения его содержания к какому-нибудь явлению или объекту. .
Источник: Методологический словарь для стратегов
ГИПОТЕЗА
от греч. hypothesis — основание, предположение), научно обоснованное допущение или предположение, истинное значение к-рого неопределенно; форма развития науки. Г. — один из методов науч. исследования, познания действительности. После изучения характерных черт явлений, обстоятельств, условий и т. д. можно высказать предположение о сущности данного явления (или классов явлений), начать построение Г. Ход мысли в этом случае облекается в форму своеобразного умозаключения. При построении Г. умозаключение идет от наличия следствия (того или иного факта или явления) к наличию основания (причины) или от сходства следствий или признаков к сходству оснований. Дальнейший шаг науч. исследования заключается в проверке Г. практикой. Обоснованная и подтвержденная опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Напр., выдвинутая Д. И. Менделеевым и подтвержденная затем многочисл. фактами Г. о том, что свойства хим. элементов зависят от их атомных весов, указала причину различия свойств элементов, привела эти элементы в стройную систему и дала могучий толчок развитию химии.
В процессе шк. обучения следует разъяснять учащимся значение Г., условия ее правильного построения и применения: Г. должна быть достаточно обоснованной, внутренне непротиворечивой; нельзя допускать противоречия между гипотетич. и установленными положениями. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы наряду с др. формами суждений учащимися использовались и Г.; наиб. возможности для применения Г. открывает проблемное обучение. С помощью системы вопросов, к-рые задает учитель, уч-ся учатся выдвигать Г., обосновывать ее (если нужно) экспериментально или с помощью системы рассуждений, формулировать полученный в результате вывод. Г. применяются в основном в обучении предметам естеств. цикла, когда при объяснении темы вводятся целостные проблемные задания или перед учащимися ставятся отд. вопросы проблемного характера. Использование Г. способствует развитию у учащихся логич. мышления, воображения, овладению элементами творческой познават. деятельности, делает обучение более активным и интересным. Лит.: Копни и П. В., Гносеология, и логич. основы науки, М., 1974; Формальная логика, Л., 1977; Карпович В. Н., Проблема, гипотеза, закон, Новосиб., 1980, с. 57 —120; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, М., 1982, с. 197—207; X а-лилов У. М., Некрые вопросы развития продуктивного мышления школьников при решении уч. матем. проблем, в кн.: Пути формирования творч. мышления школьников, Уфа, 1983, с. 74—77. А. Н. Ждан.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Гипотеза
предположение, опирающееся на конкретные эмпирические данные. Построение Г. происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза. При использовании Г. в публичных выступлениях следует иметь в виду проблематичность выраженного в них знания. Поэтому при сопоставлении конкурирующих Г. речь может идти не о достоверности, а лишь о большей или меньшей степени вероятности той или иной Г. Выдвинуть Г. – значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результаты эксперимента. Нужно, в первую очередь, проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, что следствием. Всякая Г. находится в определенной связи с имеющимися знаниями (известными вам теорией, законом, правилом, решенной ранее задачей и т.д.). Логический путь выдвижения Г. может быть различным: а) индуктивный путь: от наблюдения единичных фактов – к выдвижению Г. – к последующим индуктивным обобщениям; б) дедуктивный путь: от применения известной теории, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов – к выдвижению Г. – к экспериментальной проверке Г.; - при индуктивном пути выдвижения Г. там, где возможно, используйте умозаключения по аналогии; - при дедуктивном пути выдвижения Г. соотнесите ваши прежние знания (теорий, законов, правил и т.д.) с вновь наблюдаемыми фактами, явлениями; - иногда бывает полезно вначале выдвинуть все возможные Г., а затем на основе критического анализа отобрать наиболее правдоподобные; - не бойтесь думать раскованно, избегайте шаблонов в своих рассуждениях; - в случае затруднения при выдвижении Г. освободите вашу задачу от всех излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу; - иногда полезно ставить перед собой и ответить на следующие вопросы: что известно? Какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новые для вас явления? Нельзя ли из рассмотрения исключить ряд условий, часть того, что дано? - проверить Г. – это значит установить, что следствия, которые должны из нее вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента; - проверяя Г., необходимо выяснить, не противоречит ли она ранее установленным законам, правилам? Внесли бы вы какие-либо изменения в данное предписание? Если да, то почему? На формирование каких умений нацелено это предписание?
Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь