Гипнопедия

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГИПНОПЕДИЯ
(греч. hypnos сон, paideia обучение) обучение во время естественного сна.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Гипнопедия
способ обучения, введения и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Гипнопедия
[гипноз + гр. paideia – обучение, воспитание] – обучение во время естественного сна. Г. не может заменять обучения во время бодрствования, она полезна лишь для закрепления в памяти некоторых видов информации – иностранных слов, математических, химических формул и т.п.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ГИПНОПЕДИЯ
греч. hypnos — сон и paideia—обучение, воспитание) — методика преподавания (обучения) в состоянии естественного сна путем подсознательного восприятия спящими людьми воспроизводимых записей лекций, учебных материалов, текстов; практиковалась в нашей стране в 60-е и 70-е гг.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Гипнопедия
методика обучения в состоянии естественного или искусственного (под гипнозом) сна, когда значительно повышается внушаемость обучаемых, усиливаются манипулятивные возможности ведущего обучение. Факт усвоения транслируемого материала во сне установлен, однако природа, эффективность гипнопедии, ее этическая сторона, влияние на здоровье еще недостаточно изучены, поэтому ее использование ограничено.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Гипнопедия
обучение во врем я естественного сна. Первая попытка гипнопедии предпринята в США Д.А. Финнеем в 1823 году. Отечественный опыт поставлен в 1936 году А.С. Свядощем. Экспериментальн ые данные указывают на то, что пробле мы данного обучения, в т. ч. его воздействие на детский организм, недостаточно ясны. Очевид но, что гипнопедия не может заменить естествен ный педагогический процесс и должна применяться для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные языки, формулы и т. п.).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ГИПНОПЕДИЯ
Гипнотическому состоянию свойственны повышенные восприимчивость и отзывчивость на внутренние психические стимулы, обычно отмечающие реакцию на внешние обстоятельства. Загипнотизированный человек реагирует только на обращения гипнотизера, воспринимая их некритически и действуя автоматически, игнорируя все аспекты своего окружения, кроме тех, на которые указывает гипнотизер. Даже память и осознание собственной личности также могут быть изменены внушением, а влияние внушения распространяться на действия человека после прекращения гипноза. Применение гипноза в психотерапии многообразно. Гипноз постоянно подвергается осуждению со стороны различных медицинских учреждений, когда он используется исключительно в развлекательных целях, поскольку всегда существует опасность нежелательных постгипнотических реакций. История гипноза является столь же древней, как и история колдовства, магии и медицины. Его научное изучение началось в конце 18 в.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГИПНОПЕДИЯ
(от греч. hypnos – сон + paideia – обучение, воспитание). Метод обучения, который осуществляется путем ввода и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна. Первые попытки практического применения естественного сна в целях обучения относятся к 1923 г. (Д. Финней, США). В 1936 г. было проведено первое научное исследование возможностей восприятия и запоминания речи детьми во время естественного сна (А. М. Свядощ). Начиная с 50-х гг. проводились научные исследования по проблеме восприятия и запоминания речевого материала во время сна. Однако выводы исследователей были крайне противоречивы. некоторые относят Г. к числу пассивных методов, считая, что обучение без обратной связи принципиально не может быть эффективным. Применение Г., не заменяя обычного педагогического процесса, может быть эффективно для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул и т. д.), однако и это нуждается в тщательной проверке.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГИПНОПЕДИЯ
(от греч. hypnos – сон и paideia, – обучение, воспитание), – обучение (учение) во время естественного сна. Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался ещё в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Отечественные учёные объясняют возможность гипнопедии на основе павловского учения о наличии т. н. сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путём, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объёма программы за один сеанс обучения, от интонационной характеристики речи. Многие проблемы гипнопедии (работоспособность, утомляемость после длительного применения, изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования и т. д.) недостаточно ясны. Очевидно, что гипнопедия не может заменить естественный образовательный процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы и т. п.). Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Гипнопедия
гр. – сон и обучение) – система научно-практического знания об обучении человека во время сна, а также под гипнозом. На сегодня считается доказанным, что это возможно, особенно при изучении иностранного языка, математических формул, химической символики. Методы гипнопедии: внушения, тихий голос, магнитофонные записи, фоновая музыка. Сущность гипнопедии в усилении восприятия внушаемого материала и снятии конкурирующего воздействия посторонних раздражителей. Истоки гипнопедии лежат в древневосточном монастырском опыте (буддизм, факиры, йоги). Как научная дисциплина начала складываться в 30-е годы нашего столетия. В России впервые применена в 1936 году, после чего была надолго запрещена. Гипнопедическое обучение требует специальной технологии, учитывающей возраст обучающегося, степень его умственного и физического утомления, тип и вид памяти, интонации речи педагога и многое другое. На современном уровне развития гипнопедии обучение под гипнозом запрещено как мало изученный акт, очень редко используется также обучение в естественном сне. В быту элементы гипнопедии использовались всегда: например, клали книгу под голову на ночь, предварительно ее прочитав, включали на ночь магнитофонные записи с иностранной речью и др. Гипнопедические приемы заучивания используются в автодидактике.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГИПНОПЕДИЯ
от греч. hypnos — сон и paideia, — обучение, воспитание), обучение во время естеств. сна. Термин «Г.» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотич. или постгипно-тич. внушения.
Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался еще в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Первая попытка практич. применения Г. в новейшее время была сделана Д. А. Финнеем (США, 1923). В СССР такая попытка была предпринята А. С. Свядощем в 1936. Интерес к Г. и стремление дать ей теоретич. обоснование возобновились в 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. В заруб. Г. заметно влияние психоаналитических концепций (см. Психоанализ). Отеч. ученые объясняют возможность Г. на основе павловского учения о наличии т. н. сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.
Эксперим. данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедич. путем, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от кол-ва сеансов и объема программы за один сеанс обучения, от интонац. характеристики речи.
Мн. теоретич. и практич. проблемы Г. (работоспособность, утомляемость после длительного применения Г., изменение функционального состояния нервной системы в результате систематич. использования Г. и т. д.) недостаточно ясны. Очевидно, что Г. не может заменить естеств. пед. процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь нек-рых видов информации (иностр. слова, телеграфная азбука, формулы и i. п.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия