ГИМНАЗИЯ мужская
ГИМНАЗИЯ мужская
среднее общеобразовательное учреждение до 1917 года. Первые мужские гимназии в России появились в XVIII века: в Петербурге (1726 г.), в Москве (1755 г.) и Казани (1758 г.). Эти гимназии ещё не имели единого учебного плана. Четырёхлетний курс обучения в гимназиях отличался громоздкостью. В него входили латинский, фр. и нем. языки, курс истории, географии, нач. курс философии, лит-ра, математика, физика, рисование и т. д. «В гимназии принималась молодёжь по окончании начальных училищ, независимо от сословия. Однако вскоре были введены сословные ограничения. Гимназии стали предназначаться для детей дворян и чиновников. В гимназиях был введён строгий устав, казарменная дисциплина; из учеб. плана были исключены философия, политэкономия и право. Срок обучения устанавливался до 7 лет. Для того, чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступит. экзамены, что удавалось далеко не всем желающим, т. к. начальные училища не всегда давали достаточную подготовку. Кроме того, обучение в гимназии было платным, поэтому практически приём в гимназию был ограничен… В середине 1860-х годов установилось два осн. типа гимназий: классич. гимназия – с преимуществ. изучением греч. и лат. языков, с незначит. количеством часов на естествознание и физику; реальная гимназия – без изучения древних языков, с расширенным преподаванием естествознания и физики… Однако предпочтение отдавалось классич. гимназии, так как её выпускники имели право поступать в университет и другие высшие учеб. заведения; выпускники реальных гимназий могли поступать только в высшие тех. учеб. заведения. Но и классич., и реальные гимназии оставались учеб. заведениями с ярко выраженным гуманитарным уклоном. В 1871 г. был принят новый Устав гимназий, по которому единств. типом гимназии признавалась семиклассная классическая гимназия с восьмилетним курсом обучения (седьмой класс делился на два года) и с преподаванием лат. и греч. языков. Были учреждены приготовит. отд-ния для детей от 8 до 10 лет. По Уставу гимназистам было запрещено посещать театры, лекции, библиотеки. Восп. работу с учащимися проводили классные наставники, наблюдавшие за поведением гимназистов. Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. В конце XIX в. Мин. просвещения пыталось перестроить гимназию, ослабить в ней классицизм, приблизить учеб. программу к практич. потребностям общества. Но и после принятия нового учеб. плана (1914 г.) гуманитарные дисциплины остались в гимназиях преобладающими. Выпускники гимназий принимались в университет без экзаменов: в первую очередь – окончившие с золотой и серебряной медалью, остальные – по конкурсу аттестатов. Гимназия как тип учеб. заведения была ликвидирована в 1918 г.» (Денисова, 1978, 89–90). Генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский (1900–1981) о 1910-х гг.: «Учился я во времена знаменитого Кассо. При Кассо гимназисты находились на таком, значит, полувоенном положении: после восьми часов вечера на улицу выходить не имели права, к различным неполадкам в форме строжайшие были придирки... …Так называемые классные надзиратели и их помощники могли остановить, записать, и потом происходили от этого всякие неприятности. Никакого телесного наказания в наши дни, конечно, не применялось, но карцер существовал. Можно было получить карцер на один день, а можно было и на две недельки получить…» (Автобиографии, 1998, 351-352). См. также: Учителя (в гимназии); Гимназист; Форма гимназическая; Гимназическая церковь; Классный наставник; Гимназические шалости и забавы; Карцер; Медали в учебных заведениях; Молебен; Молитва; Мундир гимназический; Наказания, Наказания в учебных заведениях официальные; Педель; «Синяя говядина»; Форма гимназическая мальчиков; Форменная одежда; Фуражка, Фуражка форменная.
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.