ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гигиена учебных занятий
сис тема оптимальных, научно обоснован ных требований к организации учебно го процесса – нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация уроков, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года. Нарушение этих требо ваний приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению со противляемости инфекциям. Гигиени ческие требования по организации всего дня школьников учитываются в режиме дня и режиме образовательного учреждения. Требования по организа ции учебного процесса разрабатывают ся гигиенистами при участии педаго гов с учётом анатомо-физиологических особенностей развития детей, их функ циональных возможностей. Для учащих ся младших, средних и старших классов устанавливается различная продолжи тельность учебного года, дня, урока, перемен. Длительность учебного дня определяется с учётом недельной на грузки в максимальном числе обяза тельных учебных часов в неделю. Работоспособность учащихся подвер жена большим изменениям. В течение года наиболее высокие показатели от мечаются во 2-й половине 1-й и в нача ле 2-й четверти, а в конце 2-й и особен но в конце 3-й четверти и конце учеб ного года они значительно снижаются. Снижается работоспособность в начале года, недели, поскольку для включения организма в работу необходимо некото рое время. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работо способности. В течение учебной недели наиболее низкие показатели работоспо собности отмечаются в первый и пред последний день. Повышение работоспособности в последний день учебной недели объясняется меньшей учебной нагрузкой, а также феноменом т. н. конечного прорыва. В течение дня работоспособность у детей младшего возраста более высо кая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей среднего и старшего возраста – с середины 1-го и до конца 3-го уроков (время, наиболее благоприятное для проведения контрольных работ). Чере дование различных предметов обеспе чивает переключение внимания ребён ка с одного вида деятельности на другой и способствует восстановлению работо способности головного мозга.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса - нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация уроков, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года. Нарушение этих требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению сопротивляемости инфекциям. Гигиенические требования по организации всего дня школьников учитываются в режиме дня и режиме образовательного учреждения. Требования по организации учебного процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учетом анатомо-физиологических особенностей развития детей, их функциональных возможностей. Для учащихся младших, средних и старших классов устанавливается различная продолжительность учебного года, дня, урока, перемен. Длительность учебного дня определяется с учетом недельной нагрузки в максимальном числе обязательных учебных часов в неделю. Работоспособность учащихся подвержена большим изменениям. В течение года наиболее высокие показатели отмечаются во 2-й половине 1-й и в начале 2-й четверти, а в конце 2-й и особенно в конце 3-й четверти и конце учебного года они значительно снижаются. Снижается работоспособность в начале года, недели, поскольку для включения организма в работу необходимо некоторое время. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. В течение учебной недели наиболее низкие показатели работоспособности отмечаются в первый и предпоследний день. Повышение работоспособности в последний день учебной недели объясняется меньшей (специально задаваемой) учебной нагрузкой, а также феноменом т.н. конечного прорыва. В течение дня работоспособность у детей младшего возраста более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей среднего и старшего возраста - с середины 1-го и до конца 3-го уроков (время, наиболее благоприятное для проведения контрольных работ). Чередование различных предметов обеспечивает переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой и способствует восстановлению работоспособности головного мозга. В этих целях уроки физкультуры и труда целесообразно проводить в третьи часы занятий в начальной школе и в третьи-четвертые - в средней школе. У первоклассников письменная работа требует большого напряжения центральной нервной системы и способствует быстрому утомлению детей, поэтому для них наиболее рационально располагать уроки чтения между русским языком и математикой, а также чередовать виды работы в течение одного урока. Дети устают и от сидения за партой, поэтому необходимы перерывы для отдыха. Нормируется длительность отдельных видов учебной деятельности. Например, для младших школьников оптимальная продолжительность письменной работы - 2 мин 40 с - к концу урока снижается до 1 мин, а общая продолжительность письменных занятий на уроке и дома должна составлять 5-10 мин. Существуют нормы непрерывной работы для различных видов деятельности на уроках труда. Работоспособность учащихся зависит от форм и методов преподавания. Эмоциональное поведение учителя, использование им дидактического материала способствуют лучшему усвоению знаний и меньшему утомлению, поскольку в этом случае функционируют и слуховой и зрительный анализаторы учащихся. Особые гигиенические рекомендации разрабатываются для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Для них вводятся сокращенная продолжительность учебных занятий и дополнительный день отдыха. Щадящий режим устанавливается для детей, перенесших инфекционные заболевания. Они освобождаются от занятий физкультурой на 2 недели, посещают индивидуальные консультации по предметам.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
система оптимальных, научно обоснованных требований к организации уч. процесса — нормирование умственных и физич. нагрузок, рациональная организация уроков (в т. ч. трудового обучения и физич. воспитания), чередование видов уч. работы в течение дня, недели, уч. года. Нарушение гигиенич. требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости разл. инфекциям.
Гигиенич. требования учитываются в рациональной организации всего дня школьников (см. Режим дня): определенная продолжительность разл. занятий (в т. ч. занятия физкультурой и спортом), сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.
Эти требования по организации уч. процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учетом анатомо-физиол. особенностей развития детей и подростков, их функциональных возможностей. Для учащихся мл., ср. и ст. классов устанавливается разл. продолжительность уч. года, уч. дня и урока. Нормируется и длительность перемен. Длительность уч. дня определяется с учетом недельной нагрузки в макс, числе обязательных уч. часов в неделю. Специально отводится время на проведение факультативных и доп. занятий.
В общем объеме уч. времени особо планируются занятия по общественно полезному труду и трудовая практика (для учащихся ср. и ст. ступени общеобразоват. школы).
Работоспособность учащихся в течение разл. временных интервалов подвержена большим изменениям. Так, в течение года наиб. высокие показатели работоспособности отмечаются во 2-й пол. первой и в начале второй четверти, а в конце второй и особенно в конце третьей четверти и конце уч. года они значительно снижаются. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. Недельная кривая изменения работоспособности детей имеет свои особенности: наиб. низкие показатели отмечаются в первый и предпоследний день уч. недели. Снижение работоспособности в начале года, недели объясняется тем, что для включения организма в работу необходимо нек-рое время. Отмечаемое повышение работоспособности учащихся в последний день уч. недели объясняется меньшей (специально задаваемой) уч. нагрузкой, а также феноменом т. н. конечного прорыва.
Работоспособность ребенка неодинакова и в течение дня: у детей мл. шк. возраста она более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей ст. и ср. возраста — с сер. 1-го и до конца 3-го уроков; это время используется для проведения контрольных работ или для занятий, требующих от учащихся особо напряженного внимания. Чередование разл. предметов в режиме уч. занятий, благодаря чему обеспечивается переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления работоспособности головного мозга. Так, для улучшения умственной деятельности необходимо правильно организовать уроки физкультуры и ручного труда. Поэтому с гигиенич. позиций целесообразно отводить этим предметам третьи часы занятий в нач. школе и третьи-четвертые уроки в 5—8-х кл.
Письмо и чтение — осн. виды работы первоклассников, требующие большого напряжения ЦНС, и прежде всего зрительных и двигат. анализаторов. Длит. выполнение письменных работ, когда уроки рус. яз. и математики следуют друг за другом, способствует быстрому сильному утомлению детей. Поэтому для первоклассников наиб. рациональной является такая последовательность уроков: рус. яз., чтение, математика либо математика, чтение, рус. язык. Для снижения, томления школьников 6—9 лет важно чередовать виды работы в течение одного урока.
Гигиенич. требования предусматривают нормирование длительности разл. видов уч. работы. Так, у мл. школьников, особенно у детей 1—2-х к л., из-за недостаточного развития мышц кисти рук, несовершенной координации движений затруднен процесс письма. Оптимальная продолжительность письменной работы, составляющая в начале урока 2 мин 40 с, к концу урока снижается до 1 мин. Общую продолжительность письменных работ как на уроке, так и дома следует ограничить 5—10 мин, в течение к-рых необходимо 2 раза делать гимнастику для пальцев рук. Имеются нормы непрерывной работы и для разных видов деятельности на уроках труда: непрерывная работа уч-ся 1-х кл. с картоном, бумагой, тканью ограничивается 5 мин, 2—3-х кл. — 5- 7 мин, 4-х кл. — 10 мин, а работа с деревом и проволокой — 4—5 мин. Используемые в работе инструменты по массе и размерам должны соответствовать силе, размерам руки и амплитуде осн. движений ребенка. Учащимся мл. классов удобнее работать с бумагой толщиной не более 0,5 мм, легко поддающейся резанию по прямым и закругленным линиям, для лепки пользоваться пластилином, к-рый более податлив, чем глина. Для снижения утомляемости учащихся рационально чередовать разл. виды операций.
При составлении расписания уроков особого внимания заслуживает планирование сдвоенных уроков. Известно, что длит. занятия одним и тем же видом работы утомляют учащихся, способствуют Значит. снижению работоспособности на последующих уроках. В то же время в нек-рых случаях сдваивание уроков оказывается целесообразным и необходимым, напр. для выполнения лабораторных работ по физике, химии и др., отличающихся разнообразным содержанием и требующих больше времени для исполнения. Это же относится и к урокам трудового обучения детей ср. и ст. шк. возраста.
Для поддержания работоспособности учащихся большое значение имеют формы и методы преподавания. Если учитель ведет урок эмоционально, использует ди-лактич. материал, соответствующий возрастным особенностям и возможностям учащихся, они лучше усваивают знания. Подобные уроки менее утомительны, потому что при такой форме изложения уч. материала функционируют и слуховой, и зрительный анализаторы. Это особенно относится к урокам в 1-м кл., когда учитель должен показать детям связь не только слов, но и чисел с образом и действием. Во время урока дети устают не только от умственной работы, но и от длит. сидения за партой. Для отдыха, восстановления работоспособности между уроками используются перерывы разл. продолжительности. Для большей информативности совр. методы преподавания предусматривают широкое использование ТСО. Продолжительность уроков о использованием телевидения не должна превышать 25—30 мин при условии установки в помещении двух телевизоров и рассаживании учащихся на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана. Предельно допустимая работа с программиров. звукозаписями для учащихся нач. классов на уроках математики 15—20 мин, на уроках рус. яз. 20—24 мин. На уроках чтения применять звукозаписи рекомендуется лишь в качестве иллюстративного материала. Их целесообразно использовать не более чем на 2 уроках подряд. Не рекомендуется применять программиров. звукозаписи во 2-й пол. четвертой четверти: они утомительны на фоне сниженной работоспособности в конце уч. года. Для гигиенич. организации трудового обучения на ср. и ст. ступенях школы каждому учащемуся отводится рабочее место с учетом его роста, обеспечивается достаточное искусств, и естеств. освещение. Перед началом занятий проводится проверка техн. состояния оборудования, инструментов, изоляции электропроводки, заземления. Уч-ся должны ознакомиться с правилами техники безопасности. Особые гигиенич. требования предъявляются к организации производит, труда. Работа учащихся на пром. произ-вах разрешается только в утреннюю смену и при отсутствии на участке вредных факторов (шум — не выше 75 дБ и др.). При наличии в воздухе токсич. веществ учащимся до 18 лет разрешается работать не более 3 ч в день. К трудовому обучению и производит, труду допускаются только учащиеся, не имеющие мед. противопоказаний.
Уроки физкультуры проводятся во всех классах ср. школы и по спец. программе в проф.-тех. и ср. спец. уч. заведениях в специально оборудованных залах или на открытом воздухе. Во время занятий более интенсивная физич. нагрузка чередуется с отдыхом или с менее интенсивной нагрузкой. К макс, физич. нагрузке, к-рая дается во второй четверти урока (в нач. классах — подвижные игры, в ср. и ст. классах — упражнения на снарядах), организм детей готовят постепенно возрастающей нагрузкой. Заканчивается урок ходьбой, медленно выполняемыми упражнениями, успокаивающими организм. Уроки физкультуры не разрешается сдваивать (кроме занятий плаванием и лыжами). В спорт, зале поддерживается оптимальный воздушно-тепловой режим, во время занятий обеспечивается постоянный приток свежего воздуха.
Для поддержания работоспособности учащихся, снижения утомления большое значение имеет правильная организация отдыха и работы дома. Начинать приготовление домашнего задания рекомендуется после приема пищи и отдыха (лучше на свежем воздухе). К вечеру утомляемость детей резко возрастает. Учащимся 1-х кл. задания на дом не задаются. Макс, продолжительность приготовления уроков составляет для учащихся 2-х кл. 30 мин, 3—4-х — до 1 ч, 5—6-х — до 1,5 ч, 7—8-х. — до 2 ч, 9—11-х кл. до 2,5 ч.
После определенного периода непрерывных занятий (уч-ся 7—9 лет через 35 мин, а уч-ся ср. и ст. шк. возраста через 45 мин) делают перерыв в 5—10 мин., а в середине каждого уч. часа — физкультурную разминку с офтальмотренингом. Чрезмерно длит. занятия сокращают время сна и прогулки на свежем воздухе.
Общие гигиенич. рекомендации по режиму уч. занятий не подходят для детей, страдающих отклонениями в состоянии здоровья, напр. перенесших тяжелые нервные заболевания, страдающих ревматизмом. Для таких детей рекомендуется сокращенная продолжительность дневных уч. занятий и доп. день отдыха среди недели. Индивидуального подхода требуют также уч-ся, перенесшие инфекц. заболевания. Работоспособность остается пониженной после выздоровления в течение 10—14 дней. Необходимо организовывать индивидуальные консультации по каждому предмету, освобождать от занятий физкультурой (на 2 нед) и от работ в мастерских (на 7—15 дней в зависимости от заболевания).
Лит.: Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, под ред. М. В. Антроповой, М., 1974; Гигиенич. оценка обучения учащихся в совр. школе, под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха, М., 1975; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1982; Физиолого-гигиенич. аспекты уч. нагрузки старшеклассеиков, под ред. В. И. Козлова, М. В. Антроповой, М., 1986; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, М., 1986. Л. А. Леонова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия