ГИГИЕНА ТРУДА УЧАЩИХСЯ ПУ

Найдено 1 определение
ГИГИЕНА ТРУДА УЧАЩИХСЯ ПУ
комплекс требований к организации профессионального обучения в ПУ, обеспечивающих благоприятные условия для адаптации учащихся к профессиональной деятельности, успешное освоение трудовых и профессиональных навыков и умений без переутомления и срывов адаптации.
Известно, что трудовая деятельность может оказывать положительное влияние на организм, в том числе подростков: стимулируется работа физиологических систем, усиливаются и уравновешиваются нервные процессы возбуждения и торможения, улучшается координация движений, увеличивается мышечная сила и выносливость, повышается умственная и физическая работоспособность. Труд полезен также в том смысле, что он увеличивает двигательную активность, а также создает условия для формирования положительных эмоций, если подкрепляется достижением полезного результата труда и экономически.
Однако положительное, оздоровительное влияние на подростков труд оказывает только при условии правильной его организации, т.е. с учетом возрастных функциональных возможностей их организма (см. Возрастные морфофункциональные особенности) и состояния здоровья (см. Здоровье). Это в достаточно полной мере учтено при разработке нормативно-правовой основы охраны труда подростков.
Трудовое законодательство устанавливает льготные условия и ограничения, которые направлены на охрану здоровья молодежи.
К принципам определения для подростков безопасных видов деятельности относятся: соответствие возрастным и функциональным возможностям;
отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья; исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих;
учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.
Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые классы условий (I и II классы), определенные в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», Р.2.2.013–94.К работам и профессиям, отнесенным к I и II классам, могут допускаться подростки для самостоятельного труда с 15 лет и к занятости в свободное от учебы время – с 14 лет. В последнем случае допускается прием учащихся для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14- летнего возраста.
Условия, соответствующие III (вредный) и IV (опасный) классам, отнесены к запрещенным и включены в «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет». К запрещенным видам работ относятся также те, которые не отвечают параметрам условий, представленных в п. 2.4–2.6 СанПиН 2.4.6.664–97.
Таблица 1
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ И ВИДОВ РАБОТ, ДОПУСТИМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДА ПОДРОСТКОВ
№№,
Факторы производственной среды и трудового процесса, Гигиенические критерии допустимых условий
1. Вредные вещества III–IV классов опасности, кроме веществ, указанных в разделе 2.6, ПДК (предельно допустимая концентрация)
2. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, ПДК
3. Биологические факторы: микроорганизмы-продуценты препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов III–IV класса опасности белковые препараты III–IV классов опасности, ПДК
4. Вибрация общая, ПДК категория 3
5. Вибрация локальная, 0,2 ПДУ (предельно допустимый уровень)
6. Шум (эквивалентный уровень звука дБА), ПДУ для подростков 70 дБА. При превышении шума (но не более 80 дБА) время работы ограничивается в соответствии с Методическими указаниями
7. Режим работы: сменность Фактическая продолжительность рабочего дня при 6-дневной рабочей неделе, двухсменная (без ночной смены) до 16 лет – 4 ч. до 18 лет – 6 ч.
2.6. ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВИЙ И ВИДОВ РАБОТ, НА КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ДО 18 ЛЕТ (В ДОПОЛНЕНИЕ К П. 2.3.5)
(условия и виды работ, при которых запрещается профессиональное обучение и работа подростков, представление в разделе 2.6, могут дополняться органами Госсанэпиднадзора и охраны труда на местах)
А. Особо вредные условия
1. Вредные химические вещества (получение и применение в открытом виде): чрезвычайно опасные и высокоопасные I и II классов опасности;
– обладающие канцерогенным действием;
– способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях;
– аэрозоли с выраженным фиброгенным эффектом, имеющие ПДК 2 мг/м^3;
– вещества с остронаправленным механизмом действия;
– вещества раздражающего действия.2. Работы с виброоборудованием и виброинструментом.
3. Работа с лазерами II–IV классов опасности.
4. Ионизирующее излучение (все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений).
5. Работа с ультразвуком при контактной передаче.
6. Работы с возбудителями инфекционных заболеваний, с инфицированными материалами и материалами, зараженными гельминтами, работы с кровью и лабораторные работы по изучению опухолей.
7. Обслуживание туберкулезных, инфекционных и кожно-венерических больных.
8. Работа с наркотическими, психотропными, снотворными препаратами.
9. Работа с ядовитыми и сильнодействующими растениями и лекарственным сырьем (растения и сырье, относящиеся к списку Б).
10. Работа, связанная с переработкой и получением табачно-махорочной продукции.
11. Работа, связанная с производством этилового спирта и выпуском алкогольной продукции.
Б. Работы с повышенной опасностью травматизма
1. Работы с взрывоопасными веществами.
2. Работы по производству, переработке и непосредственному использованию легковоспламеняющихся веществ.
3. Работа под напряжением 127 В и выше.
4. Верхолазные работы, все работы на высоте.
5. Работа в кессонах, барокамерах, водолазные работы.
б. Работа с оборудованием под давлением выше атмосферного.
7. Работа под землей.
8. Работа по обслуживанию механизмов с открытыми движущимися частями (трансмиссии, транспортеры, лебедки, цепи и др.).
В. Работы, связанные с тяжестью и высокой интенсивностью
1. Все работы, связанные с переносом тяжестей выше нормативов для подростков или занимающих более 1/3 рабочего дня.
2. Работа в ночную смену, сверхурочная работа, работа в выходные дни.
3. Аккордные или иные работы с максимальным темпом труда, со специальной оплатой.
Г. Работы, способные оказать отрицательное влияние на психическое и моральное состояние
1. Работа с трупами и трупным материалом (в моргах, прозекторских, крематориях, на кладбищах, изготовление наглядных пособий).
2. Работа по убою скота, отлову и уничтожению животных, переработке трупов животных.3. Работа в психиатрических больницах, интернатах, диспансерах, включая отделения для лечения наркологических больных в других лечебных учреждениях, работа в хосписах.
По видам и условиям работ, отнесенных к запрещенным для самостоятельного труда до
18 лет, может допускаться производственное обучение и практика при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов и ограничения их интенсивности.
При этом обязательным является выполнение следующих правил: условия труда не должны превышать по вредности класс 3.1;
к практике допускаются учащиеся, достигшие 16 лет и прошедшие медицинский осмотр в соответствии с существующими документами;
продолжительность рабочего дня должна составлять не более 1/2 рабочего дня взрослых рабочих.
Производственное обучение должно быть исключено при отнесении условий к классу 3.2, 3.3, 3.4 и экстремальным условиям – класс 4, а также к видам работ, представленным в разделе 2.6.
Ограничено применение труда подростков на работах по переноске тяжестей; если работа связана только с переноской тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг (в настоящее время эта норма уточняется).
Все лица моложе 18 лет принимаются на работу после предварительного медицинского осмотра и до достижения 18-летнего возраста проходят ежегодные профилактические медицинские осмотры. По результатам предварительного медицинского осмотра решается вопрос о наличии противопоказаний для приема на конкретную работу по медицинским критериям. При этом врачи ориентируются на действующие «Перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям...» (далее указывается конкретная отрасль производства, например, «профессиям строительства, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, сборник № 4). Всего имеется 8 сборников по разным отраслям народного хозяйства (М.: Высшая школа, 1988).
Наряду с вышеизложенным большое значение для сохранения здоровья подрастающего поколения имеют рациональная организация режима работы подростков и режима производственного обучения в целом, а также соблюдение гигиенически обоснованного режима дня (см.: соответствующие разделы).
Лит.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 24.11.95. № 182-Ф3; Кодекс законов о труде РФ по состоянию на 01.09.1994; Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.6. 664–97.
Минздрав России. – М., 1997.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.