ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
(Gender based stereotypes) – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соотвествующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей (Гендерная психология. Практикум / Под ред. И.С.Клециной. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с. – С. 322).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
(Gender based stereotypes) – cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон, «Республика»).
В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе – с духовным, с формой». Подобный взгляд встречается у Н.А. Бердяева, В.Ф. Эрна, В.И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское – восприемлющее; первое – инициативно, второе – рецептивно, первое – деятельное, второе – страдательное, первое – динамическое, второе – статическое. Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине: Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность – с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов, с. 24–26). «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков, с. 264–265). В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины – и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В.Ф. Эрн. Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С.Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский и др. Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность.
Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть – подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»« (Розанов, с. 139–140). С.Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения... Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства – подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.
Порядок – хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В.Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало – проявление порядка, а женское – хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности.
А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устоявшихся традиций они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой (Штейнберг, с. 134). Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества. Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский). Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности.
По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В.В. Розанова: «Я мужчины – в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов, с. 11). П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское – с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека» (с. 67), где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный». Импульсивность, активность – статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя.
Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один – активным, другой – пассивным. Пассивность достается женщине. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина – принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин. Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» – «неверность» (Зиммель, с. 240).
Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской – женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» (Бадентэр, с. 271). Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/ gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
139.21 кб

Гендерные стереотипы в Германии

Надолинская Лина Николаевна
Гендерная тематика становится как никогда актуальной для исследователей, ибо в ходе ХХ века резко изменилась социальная и культурная среда, в рамках которой складываются формы и стереотипы человеческих взаимоотношений, трансформир
Читать PDF
89.46 кб

Гендерные стереотипы в средней школе

Корнеева Жанна Алексеевна
Читать PDF
81.32 кб

Гендерные стереотипы в студенческой среде

Капустина Полина Юрьевна, Кузнецова Тамара Александровна, Сиваченко Оксана Юрьевна
Статья посвящена изучению распространённости в молодежной среде традиционных гендерных стереотипов, касающихся поведения партнеров в паре. Анализируются 100 анкет студентов НГМУ по случайной выборке.
Читать PDF
374.11 кб

Гендерные стереотипы в традиционной культуре

Макарова Аграфена Иннокентьевна
Статья посвящена рассмотрению гендерных стереотипов в традиционной культуре через исторический анализ положения женщины в якутском обществе.
Читать PDF
111.93 кб

Гендерные стереотипы в традиционном обществе

Шаожева Наталия Анатольевна
Статья посвящена анализу гендерных стереотипов в традиционном обществе, и раскрываются они именно через исторический анализ становления общества и определения факторов, исходных для рассмотрения мужчины и женщины в определенной оп
Читать PDF
192.41 кб

Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет

Шилова Т. А.
Читать PDF
178.98 кб

Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы

Котлова Т. Б., Смирнова А. В.
Читать PDF
293.88 кб

Гендерные стереотипы в социокультурной реальности

Синицына Людмила Николаевна
В данной статье рассматривается специфика гендерных проблем, отмечаются уникальные особенности женского восприятия мира в противоречии с активной мужской доминантой.
Читать PDF
14.17 мб

СЕКСИЗМ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЕ

Поткина Александра Александровна
В данной статье приводится исследование проблемы сексизма и гендерных стереотипов, используемых как контент визуальной коммуникации в российской рекламе.
Читать PDF
378.51 кб

Гендерные стереотипы в традиционной культуре ненцев

Сэрпиво С.Е.
Статья посвящена процессам формирования, закрепления и трансляции гендерных стереотипов в традиционной культуре ненцев. Актуальность работы продиктована отсутствием подобных исследований культуры коренных народов Западной Сибири.
Читать PDF
749.69 кб

Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления

Уле Мирьяна
Исследования процесса взросления требуют междисциплинарного подхода. Такими изысканиями занимаются психология, социология, антропология, педагогика, социальная история, медицина.
Читать PDF
234.27 кб

Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе

Соколова Е. А.
Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей функционирования гендерных стереотипов как особой группы стереотипов, бытующих в массовом сознании и понимаемых как упрощенное устойчивое представление о моделях поведения и чер
Читать PDF
410.33 кб

Исследование гендерных стереотипов: возрастной аспект

Карнаухова К.С.
В статье представлены результаты исследования, в котором проводился сравнительный анализ гендерных стереотипов юношей и девушек в период студенчества и мужчин и женщин в период взрослости.
Читать PDF
218.47 кб

Стереотипизированная модель старения: гендерный аспект

Кац Юлия Владимировна
Рассматриваются проблемы старения в гендерной перспективе женская старость оказывается дискриминирована сразу по двум основаниям гендерному и возрастному.
Читать PDF
179.02 кб

Влияние гендерных стереотипов на рекламную коммуникацию

Полянская Ирина Львовна, Ерошина Наталья Олеговна
В статье отражены особенности построения рекламной коммуникации, основанной на такой внушительной группе стереотипов, как гендерные.

Похожие термины:

  • ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СМИ

    (Gender stereotypes in mass media). Журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, по
  • ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ЯЗЫКЕ

    (Gender stereotypes in language). Стереотип – это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказыв