ГЕНДЕРНЫЕ КВОТЫ

Найдено 1 определение
ГЕНДЕРНЫЕ КВОТЫ
(Gender-based quotas) – узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. В общем, квоты для женщин означают смену одной концепции равенства на другую, которая произошла под сильным воздействием феминизма. Квоты, как и другие формы позитивных мер, являются средством обретения равных возможностей: если существуют барьеры, то необходимы специальные меры для компенсации, чтобы иметь равные возможности достижения равного результата. Главная идея гендерных квот состоит в том, чтобы, существенно увеличивая политическое представительство женщин, привлекать женщин на уровень принятия политических решений и не допустить изоляции женщин от политической жизни; или же – в случае нейтральных гендерных квот – корректировать представительство обоих полов.
В этом случае система квот отстаивает и интересы мужчин, особенно в тех областях, где занято большинство женщин. Например, в социальной работе. Правда, даже в этой сфере большинство лидерских позиций занимают мужчины. С учетом сложившейся реальности в мире, когда женщины повсеместно, кроме стран Северной Европы, недопредставлены в структурах власти, система квот, исторически оправдавшая себя как один из эффективных инструментов достижения гендерного равенства в перераспределении власти, в условиях представительной демократии справедлива и необходима. Задача системы квот состоит в том, чтобы женщины (а женское население составляет, по меньшей мере, половину населения в большинстве стран мира) занимали хотя бы «критическое меньшинство» от 30 до 40 % мест, например, в парламенте страны. Квотирование обеспечивает создание «критической массы» женщин-политиков, способных оказывать существенное влияние на политические процессы и политическую культуру в целом.
До последнего времени проблема квот широко обсуждается в мире, как мужчинами, так и женщинами. Мнения самих женщин относительно эффективности системы квот, ее справедливости, последствий ее применения – различны. В мае 2000 г. в Государственной Думе РФ были проведены слушания по проблемам равных прав и возможностей женщин и мужчин, а в сентябре того же года состоялся Форум женщин-парламентариев стран СНГ и Балтии, который был посвящен обсуждению законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин». В то же время, система квот поднимает ряд серьезных проблем и в некоторых случаях вызывает сильное сопротивление.
Приводятся аргументы «за» и «против» использования системы квот, изучаются методы квотирования, обсуждаются наиболее эффективные пути применения системы квот, анализируется практика стран, использующих у себя такую систему. Международный и собственный российский опыт показал, что привлечь женщин с опытом политической деятельности к участию в борьбе за выборную должность не составляет труда. Гораздо сложнее набрать женщин, готовых впервые идти во власть. Гендерное квотирование стимулирует партии к активному привлечению женщин в свои ряды и заставляет партийные машины заниматься подготовкой значительного числа квалифицированных кандидатов для заполнения квот. В процессе этого партии вынуждены также концентрировать свое внимание на реальных рабочих условиях и культуре политического участия, вольно или невольно способствуя модернизации политического стиля, делая его более привлекательным для женщин. Основываясь на международном опыте, следует подчеркнуть, что система квот, при всех своих позитивных и конструктивных характеристиках, не лишена определенных недостатков, способных откликнуться негативными последствиями. Эти последствия необходимо предвидеть и просчитывать для минимизации отрицательных воздействий на политическую обстановку. По свидетельству одной из членов парламента Испании, «квоты – обоюдоострый меч.
С одной стороны, они обязывают мужчин думать о вовлечении женщин на уровень принятия решений, и, следовательно, мужчины должны создать это пространство для женщин, а с другой, именно мужчины … будут искать таких женщин, которыми они смогут управлять и которые с большей легкостью примут гегемонию мужчин». Это обстоятельство способно репродуцировать миф о бесполезности для интересов женщин увеличения их непосредственного представительства на уровне принятия решений, поскольку реально действующие женщины-политики не выступают проводниками интересов женщин. Конечно, наличие самих правил – необходимая, но не решающая составляющая: достигнет ли квота своих целей – зависит в значительной степени от процесса применения. Квота должна быть встроена в отбор и процесс номинации с самого начала. Система квот может быть применена как временная мера, до тех пор, пока не будут устранены барьеры на пути женщин в политику. Сегодня в России в предложенном законопроекте о государственных гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, выдвинутом Комитетом по общественным организациям и религиозным объединениям Государственной Думы РФ, предусматривается введение системы гендерных квот, нацеленных на обеспечение «критического меньшинства» в 30 % (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl. ru/gender/thesaurus.htm. – Дата обращения 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.