(гендерно-чувствительные индикаторы) (Gender indicators, gender-sensitive indicators) – это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Они – необходимая и полезная составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства, как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения. Существует два типа индикаторов: количественные и качественные.
Полное единодушие в отношении содержания понятий количественные и качественные индикаторы отсутствует. Количественные индикаторы основываются на информации, получаемой в результате проведения переписей, опросов, подсчетов и административных записей и являются мерилом экономических и других аспектов уровня и качества жизни. Качественные индикаторы связаны с уровнем и качеством жизни и используют информацию об уровне удовлетворенности или неудовлетворенности личными и социально-экономическими условиями. Качественный анализ включает рассмотрение количественных и качественных социальных процессов путем использования ряда аналитических приемов и методов. Качественный анализ можно использовать, например, для исследования взаимозависимости между численностью женщин-парламентариев и степенью их воздействия на процесс принятия решений. Его можно применять для выяснения ряда обстоятельств: сколько раз вопросы, касающиеся гендерной справедливости, поднимались в высшем законодательном органе; какое законодательство, связанное с гендерной справедливостью, было принято или получило дальнейшее законодательное развитие; оказывают ли влияние выступления женщин на законодательный процесс; как можно поддержать женщин в их деятельности по достижению гендерной справедливости, впрочем, как и другие их политические инициативы.
Качественный анализ как никогда уместен для выяснения влияния женского политического представительства на более широкие социальные проблемы и на функционирование правительства. Индикаторы представляют собой базовый инструментарий в процессе мониторинга и оценки действий по развитию. Нормативный характер индикаторов обуславливает необходимость уделять внимание определению стандарта или критерия, заложенных в любом индикаторе. Например, что является нормой при анализе статуса женщин: положение мужчин в той же стране – или положение женщин в других странах? Индикаторы как инструменты измерения социальных подвижек находятся в центре внимания политических сил, поэтому все индикаторы имеют свое собственное политическое наследие и пристрастие. Это важно осознавать, поскольку определенные типы индикаторов, особенно количественные, рассматриваются как «объективные» и поэтому обретают легитимность. Главная стратегия, базируемая на гендерно-чувствительных индикаторах, состоит в комбинированном применении количественных и качественных методов для измерения перемен в гендерном статусе общества, происходящих во времени. Доклад ООН «О развитии человека» (1995) содержит заявления о необходимости привлечения внимания руководителей высокого ранга к гендерно-чувствительным индикаторам как первоначальному шагу на пути изменения политики, основанной на предубеждениях в отношении женщин. Польза гендерных индикаторов обусловлена их способностью указывать на перемены в статусе и роли женщин и мужчин во времени и, таким образом, измерять: достигается ли цель гендерной справедливости (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http:// www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).
5.74 мб
Гендерные индикаторы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На становление гендерной идентичности ребенка сейчас влияют как традиционные модели поведения (религиозные, национальные, социокультурные) мужчин и женщин в обществе, так и общемировые тренды, отраженные в медиасреде.