ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Гендерное неравенство
характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе.
Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.
ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
(Gender inequality) – характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае – мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью. Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree).
Различия в конструктах «мужское – женское» характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В.А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет «большую цену» и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.
Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные – в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т.п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) – типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции». Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы – мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев). Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению «новой психологии пола». Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина, с. 15). Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т.д.) (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).
Различия в конструктах «мужское – женское» характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В.А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет «большую цену» и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.
Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные – в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т.п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) – типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции». Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы – мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев). Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению «новой психологии пола». Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина, с. 15). Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т.д.) (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).