ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА
(система гендерных отношений) (Gender system). – 1) набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности (Гейл Рубин); 2) совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающая представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе (Ивонн Хирдман); 3) социально сконструированная система неравенства по полу (Гендерология и феминология: Учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др.; Под общ. ред. С.В. Коваленко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 152 с.).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА
(система гендерных отношений) (Gender system). Данное понятие включает разнообразные компоненты и поразному определяется исследователями. Впервые термин поло-гендерная система использован американской феминисткой-антропологом Гейл Рубин в статье «Торговля женщинами» («Traffic in Women», 1974). Рубин определяет поло-гендерную систему как «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности» (Рубин, с. 91).
Исследование гендерных систем помогает понять социально организованные отношения между полами. Употребление этого термина отсылает нас к традициям структурализма и структурного функционализма, привлекая внимание к изучению макромеханизмов воспроизводства отношений, возникающих в связи с приписыванием пола. Шведская исследовательница Ивонн Хирдман (Y. Hirdman) рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе (Hirdman, р. 190–191). Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов. Гендерная система – это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие (Renzetti & Curran, р. 2, 16).
Гендерная система является относительно устойчивой и воспроизводится механизмами первичной и вторичной социализации и нормативными системами общества. Так, например, для «классического капитализма» первой половины XX века публичная сфера была преимущественно сферой мужской активности, в то время как частная сфера – женской. Рыночные ценности диктовали примат публичной – мужской – индустриальной сферы, приватная – женская – домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Соответственно, поддерживалась иерархия ролей гендерной системы, которая в феминистской теории обычно называется патриархатной. Базовым гендерным соглашением для женщины был контракт «домохозяйки», для мужчины – контракт «кормильца».
В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры, в том числе меняется гендерная система. Постепенно классический базовый гендерный контракт вытесняется, по крайней мере для среднего класса, контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.) (Hirdman, р. 19–20). Австралийский исследователь Роберт Коннелл (R. Connell) выделяет три относительно независимые «структурные модели» гендерных отношений, описывающие гендерную систему. Первая модель концептуализирует социальное разделение труда между полами в сфере публичной экономики и домохозяйства. Вторая модель описывает отношения власти, это сфера политического. Третья модель относится к сфере эмоциональных и сексуальных отношений, которую Коннелл обозначает психоаналитическим термином катексис (cathexis – англ.). Каждая из структурных моделей описывает относительно автономные сферы социальной реальности, в каждой из этих сфер гендерные отношения воспроизводятся и изменяются в результате взаимодействия структурных условий и практик. В них формируются и поддерживаются представления о надлежащей и девиантной мужественности и женственности, гендерные идеологии и дискурсы, коллективные действия, проблематизирующие и изменяющие гендерный порядок. Позднее Коннелл отказывается от использования термина гендерная система, предпочитая ему термин гендерная композиция. Гендерную систему советского общества можно назвать этакратической и патримониальной. Это означает, что повседневная жизнь советских людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия – власть государства).
Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. В рамках этакратической гендерной системы был сформулирован и решен советский вариант женского вопроса. С первых лет советской власти партия и государство рассматривали женщин как особую социальную категорию (квазисословие) и разрабатывали специальные меры регулирования их социального положения. При этом проводимые политические кампании были рассчитаны на разные целевые группы женщин – работниц, крестьянок, представительниц интеллигенции, женщин Востока, домашних хозяек, жен (рабочих, инженерно-технических работников, начсостава) и проч. Патримониализм советской гендерной системы выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением функций занятости и материнства, превращали женщин в специфическую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе. Целевая женская политика советского государства противопоставляла категории граждан по признаку пола, создавая потенциал гендерной поляризации и конфликта. В советском обществе доминировал тип гендерного контракта, который можно назвать контрактом работающей матери (Rotkirch, Temkina). Такой контракт можно определить как навязанный или насильственный.
Этакратический (определенный государством) гендерный контракт «работающая мать» проявлялся в образцах воспитания детей, воспроизводился системой общественного разделения труда, поддерживался социальной политикой партии-государства и его идеологическими структурами. Такой гендерный контракт подразумевает обязательность «общественно-полезного» труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери «как женского природного предназначения» и гражданского долга. Особенностью советской гендерной системы является сочетание в ней эгалитарной идеологии и политики решения женского вопроса, квазиэгалитарной практики и традиционных гендерных стереотипов, реализующихся в сфере семьи, быта и интимных отношений. Для позднесоветсткого периода характерен кризис советской гендерной системы, который проявился, в частности в дискурсах о кризисе маскулинности и кризисе совмещения ролей женщинами. В постсоветский период мы наблюдаем трансформацию советской гендерной системы, обусловленную изменением отношений собственности, разгосударствлением социального обеспечения, плюрализацией и конкуренцией дискурсов, среди которых дискурс традиционной либеральной мужественности и женственности претендует на главенствующую роль (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.54 кб

Гендерный конфликт: система понятий

Луков Валерий Андреевич, Кириллина Валентина Николаевна
Читать PDF
428.46 кб

Системный подход и гендерные аспекты эпилепсии

Лесик О.О., Жаднов В.А.
Эпилепсия представляет отдельную проблему для каждого пола, что требует гендерспецифических подходов к ведению и стратегии лечения пациентов.
Читать PDF
238.45 кб

Развитие гендерной культуры в системе образования

Швецова Анастасия Владимировна
В статье актуализируется проблема развития гендерной культуры как культуры социального взаимодействия, дается ее историко-генетический анализ и определяется роль образования в данном процессе.
Читать PDF
5.68 мб

Системный подход к проблеме гендерной идентичности

Исаев Дмитрий Дмитриевич
Гендерная идентичность включает в себя три компонента: 1) ядерная идентичность, или анатомическая половая идентичность, 2) исполнение гендерных ролей (маскулинность/феминность) на основе индивидных особенностей; 3) особенности сек
Читать PDF
280.80 кб

Гендерная система в социально-философской рефлексии

Барашян Валентина Карапетовна
Анализируются социокультурные различия между категориями мужественности и женственности, которые включают социальные роли, статусы, занятость и т.д.
Читать PDF
155.73 кб

Гендерный фактор в системе факторов экономического роста

Лаврентьева Ирина Викторовна, Сенив Лариса Ивановна
Читать PDF
387.37 кб

К построению системной модели гендерной индивидуальности

Хоч Надежда Семеновна
Представлены краткий очерк наиболее значимых направлений исследований гендера и гендерных различий в психологии и результаты изучения внутренних (общеконституциональных) факторов формирования индивидуально-личностных особенностей
Читать PDF
255.87 кб

Опыт гендерного подхода в системе социального воспитания

Федосеева Ирина Александровна
В статье обозначена актуальность гендерного подхода в системе социального воспитания. Представлена эволюция системы воспитания в контексте социального пола.
Читать PDF
441.42 кб

Природа гендерной маргинальности: опыт системного анализа

Антонова Наталья Викторовна
В статье осуществляется системный анализ природы гендерной маргинальности.
Читать PDF
130.45 кб

Социальная несправедливость в системе гендерных отношений

Каменская Мария Викторовна
Выявлены тенденции, механизмы, модели воспроизводства социальной несправедливости в системе гендерных отношений современной России. Излагается авторское определение понятий «гендерная несправедливость», «гендерное неравенство».
Читать PDF
615.65 кб

Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот

Ахмедпашаева Калимат Арслановна, Багандова Гулаймат Хайруллаевна
В статье представлен аспект реализации гендерного подхода в системе воспитания и обучения детей-сирот. Раскрыты психолого-педагогические особенности детей-сирот.
Читать PDF
251.24 кб

Гендерные особенности системы позитивных родительских чувств

Падурина Елена Александровна, Басимов Михаил Михайлович
В статье представлены результаты эмпирического исследования системы позитивных родительских чувств.
Читать PDF
174.11 кб

Гендерные модели мифологических систем Европы и современность

Шибаршина Ольга Юрьевна
Проведен анализ распределения доминирующих гендерных ролей в древнегреческой, славянской, кельтской мифологических системах.
Читать PDF
409.66 кб

Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения

Стрекалова Н.
Читать PDF
588.79 кб

Гендерные особенности индивидуальной системы психологических защит

Кабакова Алина Геннадьевна, Самсонова Алевтина Николаевна