ГАСТЕВ Алексей Капитонович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГАСТЕВ Алексей Капитонович (1882-1941)
ученый и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в РСФСР. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). Активный участник дискуссий по проблемам пролетарской культуры и подготовки квалифицированных рабочих. Организатор акционерного общества "Установка" (1928), готовившего на хозрасчетных началах кадры для промышленности. Г. стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Г. лежит идея "социального инженеризма", построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании, применении психофизиологических и других исследований. Она воплотилась в "установочном методе ЦИТа", который Г. рассматривал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепедагогический метод формирования человеческих способностей. По сути, Г. выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Понятие "установка", введенное Г., имело в виду формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через "культурные установки", "биоустановки" и пр. Концепция Г. послужила одним из источников теории деятельности. Свою педагогическую систему Г. называл "педагогикой тренировки", переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека. Идеи Г. оказали особое влияние на развитие теории и методики производственного обучения. Предложенная им система отличалась жестким единством всех элементов: квалификационных характеристик, программы упражнений, режима обучения и т.д. Методика Г. легла в основу ускоренной подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех. Г. выступал против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего школ ФЗУ, указывал, что общее образование в них - ненужная дань "гуманитарности". Позиция Г. воспринималась как выступление против социальной защищенности молодежи. В духе установочной доктрины Г. разрабатывал и идеи политехнического обучения. Педагогическая концепция Г. представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20-х гг. и оказала на нее значительное влияние. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГАСТЕВ Алексей Капитонович
26.9 (8.10). 1882, Суздаль, — 1941], ученый и поэт, один из основоположников педагогики проф. образования и науч. организации труда в РСФСР. Учился в Моск. учительском ин-те (исключен в 1901 за рев. деятельность). Секретарь ЦК Всерос. союза рабочих металлистов (1917—18). В 1918—19 зав. отделом искусств Нарком-проса УССР. Организатор и руководитель Центр. ин-та труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920—38). В 1924—26 зам. пред. Совета по НОТ при Наркомате РКЙ. Активный участник дискуссий по проблемам пролетарской культуры и подготовки квалифицир. рабочих. Организатор акционерного об-ва — «Установка» (1928), готовившего на хозрасчетных началах кадры для пром сти.
Пролетарский поэт, воспевавший эпоху «торжествующего машинизма» и индустриального труда, нового скоростного человека, Г. стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе пед.доктрины Г. идея «социального инже неризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития произ ва, социальном и трудовом экспериментировании, применении психофизиол. и др. исследований. Она воплотилась в — «установочном методе ЦИТа», к рый Г. расценивал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепед. метод формирования че ловеческих способностей. Он предлагал ввести педагогику в «рамки инструкции», противопоставляя эмпиризму в обучении науч. подход, «субъективному» искусству педагога — «объективное» воздействие «установок», создающих и корректирующих «цепи» реакций. По сути дела, Г. выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Созданная в ЦИТе «социально инженерная машина» пред. полагала замену педагога направителя-мн и шаблонами, формирующими установки.
Понятие «установка», введенное Г., имело в виду формирование ориентации личности, ведущих к автоматизму деятельности через «культурные установки», «биоустановки», «оргаустановки» и др. Идеи Г. о «новой культурной установке» выражали его цель воспитать новое поколение людей, любящих технику, активных, творчески развитых, владеющих к льтурой произ ва, движения, тела и т п. Однако наиб. полное воплощение становочный метод получил в доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») — совокупности трудовых и ор ганизаторских приемов, навыков, «рефлексов», объединенных в динамичные комплексы движений, доведенных до автоматизма. Концепция Г. послужила одним из источников теории деятельности, Свою пед.систему Г. называл «педагогикой тренировки», переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека. Человек в системе Г. выступал как продукт среды. В то же время Г. считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создает для него необходимый рефлекторный базис. Однако творческие компоненты концепции Г. не получили должного развития, что дало основание для критики (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Е. Гайсинович, В. Н. Шульгин и др.).
В его взглядах преобладали технократич. тенденции, пролеткультовские увлечения «машинной эстетикой», недооценка социальных последствий «машинизации» воспитания личности.
Идеи Г. оказали особое влияние на развитие теории и методики производств. обучения. Предложенная им система отличалась жестким единством всех элементов квалификац. характеристики, программы упражнений (рассчитанных на постепенное усложнение технологий), метода трудовых тренировок и подчиненных ему показа, демонстрации, инструктажа и др., режима обучения, органи зац. и техн. средств обучения. Особым элементом системы ЦИТа были поэтапный контроль и экспертиза качества обу чения Для организации обучения создавались установочные цехи. ЦИТ вел спец. подготовку инструкторов, владеющих методикой обучения.
Методика ЦИТа легла в основу ускоренных форм подготовки квалифицир. рабочих и имела большой успех. Отме чая это, Г. выступил против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего школ ФЗУ, указывал, что общее образование в них — ненужная дань «гумани-тарности» Позиция Г. воспринималась как выступление против социальной защищенности молодежи.
В духе установочной доктрины Г. раз рабатывал идеи политехн обучения, акцентируя внимание на «множественном обладании индустриальными навыками». Он разделил политехнизм на общий, дающий ориентацию во всем объеме техники, и частный, ориентированный на одну из отраслей («механический», «химический» и др.) и дающий стержневую подготовку по группе родств профессий. Им были предложены новые подходы к конструи рованию политехн. оборудования для школ (1930)
Пед. концепция Г. представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20 х гг. и оказала на нее значит. воздействие. Его труды способствовали становлению в СССР физиологии движений (Н. А. Бернштейн), психологии труда, инж. психологии и др. Мн. положения Г не всегда глубоко воспринимались его современниками, хотя обвинения в «гипериндустриализме» и «техно-кратизме» были справедливы.
Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.
Соч. Восстание культуры, Харьков, 1923 Снаряжение совр. культуры, Харьков 1923, Как надо работать M, 1922, M, Трудовые установки M, 1924, [M]
Лит. Крупская Н К, К вопросу о подготовке рабочей силы, Пед.соч. т 3 M, 1979, Луначарский А В, Воспитание нового человека, в его кн О воспитании и образовании, M 1976, Гастев Ю А, От «социальной инженерии» к кибернетике. О методологич.концепции ЦИТа в кн. Гастев А К, Трудовые установки, [M.], ЦИТ и его методы НОТ M, 1970, Осовский E Г Развитие теории проф. тех. образования в СССР (1917 — 1940), M, 1980, гл. 3—4, Катханов К Н, Талантливый деятель профтехобразования, «Социалистич труд» 1982, №10, Б о г. у с лавский М, Цирульников А, Железное эхо, ПТО, 1988 № 7
E Г Осовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ГАСТЕВ Алексей Капитонович
(26 сентября [8 октября] 1882 г. – 1941 г.) – советский ученый, один из зачинателей движения НОТ и профессиональной педагогики в СССР, деятель Пролеткульта, поэт. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (1920–1938). Член РСДРП (с 1901 г. – большевик, в 1906 г. отошел от партии, восстановился в ВКП(б) в 1931 г.). Учился в Московском учительском институте (исключен в 1901 г. за революционную деятельность). До революции, как рабочий-металлист, и в послереволюционные годы активно работал в профсоюзе металлистов и ВЦСПС. В 1918–1919 гг. – заведующий отделом искусств Наркомпроса УССР. В 1924–1926 гг. – заместитель председателя совета по НОТ при Наркомате РКИ. Организатор акционерного общества «Установка», на хозрасчетных началах готовившего кадры для промышленности.
Гастев А.К. – пролетарский поэт, воспевавший эпоху «торжествующего машинизма», романтику индустриального труда, «нового скоростного человека», привнес эти идеи в педагогику. В противовес «школьной классической педагогике», Гастев А.К. ставил задачу создать новую индустриальную педагогику, направленную социальную и трудовую технологию формирования личности творца и созидателя, способную покончить с психологией обломовщины, расхлябанности, ремесленничества. Главная идея методологии педагогики Гастева А.К. – идея «социального инженеризма», основанного на внесении в педагогику «инженерного расчета», эксперимента, методов психофизиологии, биологии, производства. Она была реализована в педагогической доктрине Гастева А.К., так называемом установочном методе ЦИТа, его теории «трудовых установок». Гастев А.К., впервые ввел в педагогику понятие установки, которое, однако, не несло в себе ныне принятого смысла (Дж.Г. Мид, Д.Н. Узнадзе и др.). Под установками он понимал в широком смысле формирование ориентаций личности, организацию ее поведения, «предписаний», которые ведут к созданию, к накапливанию автоматизмов деятельности, как основу реформы всей системы обучения и воспитания, «как систему общей педагогики, формулируемую как метод рассчитанного формирования человеческихспособностей, умений, качеств, знаний». Он предлагал ввести педагогику в «рамку инструкции», отстаивал «машинизацию воспитания», противопоставляя «субъективному» искусству педагога «объективное» воздействие предписаний и вещной среды, «установок», создающих и корректирующих «цепи» реакций, эмпиризму в обучении – научный подход. Установочная доктрина – это доктрина алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, свидетельствующая, что Гастев А.К. стоял у истоков программированного обучения, предвосхитив идеи С. Пресси об обучающих автоматах (1926).
Созданная в ЦИТе «социально-инженерная машина» предполагала устранение педагога и замену его направителями и шаблонами, формирующими установки. Однако наиболее полное воплощение установочный метод получил в «доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») – системе трудовых и организаторских приемов, навыков, «рефлексов», объединенных в динамичные комплексы движений, доведенных до автоматизма. В концепции Гастева А.К. лежат истоки принципа деятельности, психологии активности (М.Г. Ярошевский). Свою педагогическую систему он называл «педагогикой тренировки», переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека, отрицая наличие стойких индивидуальных особенностей личности. Человек в системе Гастева А.К. выступал как пассивный продукт объективной обстановки (организационных факторов, вещной и заводской среды). В то же время он считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создает для него необходимый рефлекторный базис. Однако творческие компоненты концепции не получили должного развития, что дало основания для критики цитовской доктрины (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Е. Гайсинович, В.Н. Шульгин и др.).
Для Гастева А.К., пришедшего в педагогику «со стороны», были далеки такие идеи педагогики, как теория трудовой школы, единство общего и профессионального образования, связь школы с производством, чрезмерный «гуманитаризм» и непрактичность. В его взглядах несомненны технократические тенденции, пролеткультовские увлечения «машинной эстетикой», недооценка социальных последствий машинизации воспитания и личности. Культура рабочего сводилась им до технической культуры, сноровки, которая должна заменить образование.
Идеи Гастева А.К. оказали особое влияние на развитие теории и методики производственного обучения. Предложенная им система ЦИТа отличалась жестким единством всех элементов: квалификационной характеристики, программы упражнений, рассчитанных на постепенное усложнение технологической сложности работы, метода трудовых тренировок и подчиненных ему других методов (показа, демонстрации, инструктажа и др.), режима обучения, организационных и технических средств обучения (организации рабочего места, письменных инструкций, аппаратуры для формирования навыков, тренажеров и др.). Особым элементом системы ЦИТа были наладка поэтапного контроля и экспертиза качества обучения. Формой организации обучения являлись учебно-установочные цехи. ЦИТ вел специально подготовку инструкторского состава, владеющего методикой обучения.
Методика ЦИТа легла в основу ускоренных форм подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех. Отмечая это, Гастев А.К. выступил против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего против школ ФЗУ, указывал, что общее образование в них – ненужная дань «гуманитарности». Позиция Гастева А.К. вызвала резкую критику многих педагогов, комсомола. Его ориентация на подготовку рабочих-операционников была исторически ограниченной, как и переоценка им программированного подхода в обучении.
В духе установочной доктрины Гастев А.К. разрабатывал идеи политехнического обучения, акцентируя внимание на «множественном обладании индустриальными навыками». Он разделил политехнизм на общий, дающий ориентацию во всем объеме техники, и частный, ориентированный на одну из отраслей («механический», «электротехнический», «химический» и др.) и дающий стержневую подготовку по группе родственных профессий. Им были предложены новые подходы к конструированию политехнического оборудования для школ (1930).
Педагогическая концепция Гастева А.К. представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20-х гг. и оказала на нее значительное воздействие. Его труды способствовали становлению в СССР физиологии движений (Н.А.Бернштейн), психологии труда, инженерной психологии, театральной психотехники и др. Многие положения Гастева А.К. не всегда глубоко воспринимались его современниками, хотя обвинения в «гипериндустриализме» и технократизме были, несомненно, справедливы. Репрессирован, реабилитирован посмертно.
Соч.: Поэзия рабочего удара. – Пг., 1918 (М., 1964); Восстание культуры. – Харьков, 1923; Снаряжение современной культуры. – Харьков, 1923; Как надо работать. – М., 1922 (М., 1972); Трудовые установки. – М., 1924 (М., 1973).
Лит.: Крупская Н.К. К вопросу о подготовке рабочей силы // Пед. соч. – М., 1979; Луначарский А.В. Воспитание нового человека // О воспитании и образовании. – М., 1976; Гастев Ю.А. От «социальной инженерии» к кибернетике (О методологической концепции ЦИТа) // А.К. Гастев. Трудовые установки. – М., 1973; ЦИТ и его методы НОТ. – М., 1970; Осовский Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х гг. // Педагогика. 1992. № 3–4.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.