ГАСПРИНСКИЙ Исмаил

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГАСПРИНСКИЙ Исмаил (1851-1914)
деятель мусульманской культуры в России, педагог, писатель. С начала 70-х гг. путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872-76 жил во Франции. В Стамбульском университете и Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации профессиональных переводчиков в Париже. По возвращении в Крым преподавал русский язык в начальных школах и медресе. С 1883 издавал газету "Терджиман" ("Переводчик"), первый еженедельник, отвечавший образовательным и культурным запросам мусульман в России. Как приложения к газете выходили журналы "Детский мир", "Женский мир". Выступал за реформу традиционного мусульманского образования. Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886) и Самарканде (1893). Педагогические и методические идеи реализовал в учебниках для начальной школы, составленных с учетом национальной специфики ("Учитель ребенка", 1888; "Турецкая хрестоматия", 1894), а также в пособии "Книга для учителей" (1896). Автор ряда научно-популярных книг ("Страноведение", 1889; альманах "Знание - народу", 1901), энциклопедического сборника ("Издательство Исмаила") и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГАСПРИНСКИЙ Исмаил
8(20).3. 1851, с. Авджи, ныне в Бахчисарайском р-не в Крыму, — 11(24).9.1914, Бахчисарай), деятель мусульм. культуры в России, педагог, писатель. Учился в медресе в Симферополе, в кадетских корпусах в Воронеже и Москве. Был близок к семье М. Н. Каткова. С нач. 70-х гг. путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872—76 жил во Франции. В Стамбульском ун-те и в Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации проф. переводчиков в Париже, сотрудничал с И. С. Тургеневым. По возвращении в Крым занимался обществ.-пед. деятельностью, преподавал рус. язык в нач. школах и в медресе. С 1883 и до конца жизни издавал газ. «Терджиман» («Переводчик»), первый еженедельник, отвечавший образоват. и культурным запросам мусульман России. Как приложения к газете выходили журн. «Детский мир», «Женский мир».
В своей публицистике Г. развивал идеи культурно-полит. движения джадидизма, выступал за реформу традиц. мусульм. образования (см. Мусульманская культура). Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886) и Самарканде (1893). Сторонник всеобщего образования, Г. высказывался за равноправие женщин в сфере просвещения, содействовал открытию нач. и проф. жен. школ. В открытых им уч. заведениях Г. использовал общепед. и метод. принципы, выработанные в рус. педагогике, — народности воспитания, единства воспитания и обучения, нач. обучения на родном языке. Для крымскотатарского языка разработал и применил в практике систему обучения грамоте по звуковому методу. Ввел преподавание рус. яз., нач. курсов по арифметике, географии, истории, естествознанию, выступал за изучение в новометодных школах араб. и тур. языков. Большое внимание уделял рациональной организации уч. процесса по классно-урочной системе, начал применять экзамены, внеклассные формы обучения. Составленные Г. уч. планы основывались на обобщении опыта рус. нач. школ (гл. обр. земских). Свои пед. и метод. идеи Г. реализовал в учебниках для нач. школы, составленных с учетом нац. специфики («Учитель ребенка», 1888; «Турецкая хрестоматия», 1894), а также в метод. пособии «Книга для учителей» (1896). Следуя образцам уч. книг К. Д. Ушинского, Г. поместил в них произв. классич. лит-ры, фольклора, а также собств. лит. сказки и миниатюры. Впервые в мусульм. уч. лит-ре использовал форму метод. указаний.
Автор ряда науч.-популярных книг («Страноведение», 1889; «Врачебное наставление», 1901; альманах «Знание народу», 1901); популярного издания «Правила поведения на Востоке и Западе» (1911); энциклопедич. сб. «Изд-во Ис-маила», посвященных новостям науки, культуры, техники; романов и др. лит. произведений.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
703.47 кб

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО О ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Тихонова Н.Е.
Данная статья посвящена анализу представлений крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского о перспективах евразийской интеграции.
Читать PDF
843.08 кб

Идейно-тематические характеристики публицистики Исмаила Гаспринского

Шукурджиева З.Ш.
В статье рассматриваются идейно-тематические особенности публицистики одной из самых известных личностей тюркского мира конца XIX начала XX в.
Читать PDF
2.64 мб

О чём рассказали дарственные книги Ризаэддина Фахреддина Исмаилу Гаспринскому

Эльмира Эбазеровна Абибуллаева
Исследование, атрибуция, транслитерация и перевод на русский язык книг, периодических изданий и трудов известных авторов и современников Исмаила Гаспринского, которые сегодня составляют фонд Мемориального музея Исмаила Гаспринског
Читать PDF
309.43 кб

Фальсификация идейного наследия Исмаила Гаспринского как технология "мягкой силы"

Демешко Наталья Эдуардовна
Цель данной статьи состоит в исследовании концептуальной фальсификации политических взглядов одного из наиболее выдающихся просветителей крымских татар Исмаила Гаспринского.