Гармоничность урока
Гармоничность урока
(от нем. Harmonie, от франц. harmonie< < греч. harmonia — стройность, согласие) — соответствие формы урока его содержанию, задаче и сверхзадаче педагога; целостность и эмоционально-логическое единство элементов содержания и структуры урока. Г.у. облегчает организацию восприятия и внимания учащихся, приводит к упорядочению ощущений, настройке духовного мира, единой волевой целеустремленности. Чертами гармоничного урока, которые обусловлены внутренним содержанием, логикой и разнообразием видов деятельности на уроке, являются пропорциональность, целесообразность, соответствие. Опорами в развитии способности педагога к созданию Г.у. могут являться такие образования, как логичность, ритмичность, стратегичность (умение видеть перспективу своих действий), которые обусловливают соблюдение меры при конструировании и проведении урока (Н. Е. Щуркова). Ключевой операцией в выработке чувства меры является обращение внимания на противоположности, обнаружение их наличия в отдельном акте процесса. Необходимо оценить то, как в рисунке урока сочетаются, соотносятся между собой различные показатели: содержательные (объяснение — понимание, монолог — диалог, однозначность — метафоричность, текст объяснения — контекст, значение — смысл, структура — целостность, логическое — образное, абстрактноеконкретное); количественные (больше — меньше); временные (долго — коротко); темпоритмовые (быстро — медленно); нормативные и свободные (надо — хочется); затратные по усилиям (труднолегко); эмоциональные (весело — грустно); звуковые (тихо — громко) и иные. Учителя должны постоянно учиться выбирать единственно возможную меру урока в отношении темы, класса с его характером, школы в определенном регионе, учителя с его уровнем интеллекта, особенностями восприятия, методическим арсеналом.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.