ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Функциональная грамотность
умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний [84].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Функциональная грамотность
способность человека использовать «все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А., 2003).
Источник: Словарь-справочник по чтению 2017
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Противоположность – функциональная неграмотность, не позволяющая человеку разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в сложных тестах.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Функциональная грамотность
лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Это начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность. Противоположным функциональной грамотности выступает функциональная неграмотность.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
важная составляющая целей образования, в которой отражена успешность в овладении определенными умениями как средствам осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях. Ф.Г. — не столько знание и понимание, сколько умение их использовать для удовлетворения личных и общественных потребностей в разных жизненных и деловых ситуациях, требующих сравнений, размышления и интуиции.
В последние годы функциональная грамотность — предмет международных исследований (в частности, исследования «PISA-2000», которое показало, что Ф.Г. российских школьников ниже средних результатов). Данные исследования исходили из установки, что «грамотность» есть понимание, высказывание суждений, использование знаний и понимания для удовлетворения потребности; способность к разностороннему осмыслению и использованию содержания для достижения целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
В «PISA-2000» Ф.Г. включала: грамотность чтения (чтение и понимание текстов), математическую грамотность, естественнонаучную грамотность. Грамотность чтения — понимание целостного смысла, умение находить информацию, интерпретировать текст, оценивать содержание. Самый высокий уровень (5-й) грамотности: понимание сложных текстов, оценка представленной информации, формулирование гипотез и выводов; самый низкий — нахождение в тексте простой информации, интерпретация текста с целью определения основной темы или идеи.
Исследование «PISA-2000» показало, что интерпретируют текст на уровне ниже первого 14% российских учащихся (в Финляндии — 2%), а достигают пятого уровня — 4% (в Финляндии — 24%)
(с. 44).
Рефлексия и оценка ниже первого уровня — 12% российских учащихся (в Финляндии — 2%), а пятого уровня — 4% российских учащихся (в Финляндии — 14%) (с. 51). У 5% наших лучших — уровень подготовки ниже 5% лучших учащихся Финляндии, Канады, Японии и ниже 5% лучших учащихся из стран-участниц ОЭСР. Лучше всего российские учащиеся выполняли 1-й и 2-й уровни сложности. Аналогичные результаты получены по замерам математической и естественнонаучной грамотности.
Исследование показало, что наши учащиеся хуже справляются с нестандартными формулировками задач, затрудняются с составлением математической модели ситуации при относительно высоком уровне предметных умений. Это означает, что школа не формирует готовности выйти за пределы учебных ситуаций, задач и упражнений, не готовит школьников к свободному использованию математики в повседневной жизни (низкий уровень коммуникативных умений).
По ряду международных исследований (1991, 1995, 1999, 2000) российские учащиеся выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях, но затруднялись применять их в ситуациях близких к реальной жизни.
Они имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений (умения работать с таблицами, диаграммами и рисунками).
Не владеют теми действиями (системами действий), которые обеспечивают успех решения нестандартных задач.
Не имеют навыков работы со сложноорганизованными фрагментами информации, представленными в разных форматах (подчеркнем, что речь в данном случае идет не об одаренных подростках, а об обычных 15-летних учащихся массовой школы).
Исследования подтвердили, что российское образование нацелено на формирование узкопредметных умений школьников, в то время как образование других стран — на функциональную грамотность, актуальную в современных рыночных отношениях.
А.Г.Каспржак
Литература:
Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
В последние годы функциональная грамотность — предмет международных исследований (в частности, исследования «PISA-2000», которое показало, что Ф.Г. российских школьников ниже средних результатов). Данные исследования исходили из установки, что «грамотность» есть понимание, высказывание суждений, использование знаний и понимания для удовлетворения потребности; способность к разностороннему осмыслению и использованию содержания для достижения целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
В «PISA-2000» Ф.Г. включала: грамотность чтения (чтение и понимание текстов), математическую грамотность, естественнонаучную грамотность. Грамотность чтения — понимание целостного смысла, умение находить информацию, интерпретировать текст, оценивать содержание. Самый высокий уровень (5-й) грамотности: понимание сложных текстов, оценка представленной информации, формулирование гипотез и выводов; самый низкий — нахождение в тексте простой информации, интерпретация текста с целью определения основной темы или идеи.
Исследование «PISA-2000» показало, что интерпретируют текст на уровне ниже первого 14% российских учащихся (в Финляндии — 2%), а достигают пятого уровня — 4% (в Финляндии — 24%)
(с. 44).
Рефлексия и оценка ниже первого уровня — 12% российских учащихся (в Финляндии — 2%), а пятого уровня — 4% российских учащихся (в Финляндии — 14%) (с. 51). У 5% наших лучших — уровень подготовки ниже 5% лучших учащихся Финляндии, Канады, Японии и ниже 5% лучших учащихся из стран-участниц ОЭСР. Лучше всего российские учащиеся выполняли 1-й и 2-й уровни сложности. Аналогичные результаты получены по замерам математической и естественнонаучной грамотности.
Исследование показало, что наши учащиеся хуже справляются с нестандартными формулировками задач, затрудняются с составлением математической модели ситуации при относительно высоком уровне предметных умений. Это означает, что школа не формирует готовности выйти за пределы учебных ситуаций, задач и упражнений, не готовит школьников к свободному использованию математики в повседневной жизни (низкий уровень коммуникативных умений).
По ряду международных исследований (1991, 1995, 1999, 2000) российские учащиеся выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях, но затруднялись применять их в ситуациях близких к реальной жизни.
Они имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений (умения работать с таблицами, диаграммами и рисунками).
Не владеют теми действиями (системами действий), которые обеспечивают успех решения нестандартных задач.
Не имеют навыков работы со сложноорганизованными фрагментами информации, представленными в разных форматах (подчеркнем, что речь в данном случае идет не об одаренных подростках, а об обычных 15-летних учащихся массовой школы).
Исследования подтвердили, что российское образование нацелено на формирование узкопредметных умений школьников, в то время как образование других стран — на функциональную грамотность, актуальную в современных рыночных отношениях.
А.Г.Каспржак
Литература:
Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005