ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Функциональная грамотность
умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний [84].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Функциональная грамотность
способность человека использовать «все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А., 2003).

Источник: Словарь-справочник по чтению 2017

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Противоположность – функциональная неграмотность, не позволяющая человеку разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в сложных тестах.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Функциональная грамотность
лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Это начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность. Противоположным функциональной грамотности выступает функциональная неграмотность.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
важная составляющая целей образования, в которой отражена успешность в овладении определенными умениями как средствам осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях. Ф.Г. — не столько знание и понимание, сколько умение их использовать для удовлетворения личных и общественных потребностей в разных жизненных и деловых ситуациях, требующих сравнений, размышления и интуиции.
В последние годы функциональная грамотность — предмет международных исследований (в частности, исследования «PISA-2000», которое показало, что Ф.Г. российских школьников ниже средних результатов). Данные исследования исходили из установки, что «грамотность» есть понимание, высказывание суждений, использование знаний и понимания для удовлетворения потребности; способность к разностороннему осмыслению и использованию содержания для достижения целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
В «PISA-2000» Ф.Г. включала: грамотность чтения (чтение и понимание текстов), математическую грамотность, естественнонаучную грамотность. Грамотность чтения — понимание целостного смысла, умение находить информацию, интерпретировать текст, оценивать содержание. Самый высокий уровень (5-й) грамотности: понимание сложных текстов, оценка представленной информации, формулирование гипотез и выводов; самый низкий — нахождение в тексте простой информации, интерпретация текста с целью определения основной темы или идеи.
Исследование «PISA-2000» показало, что интерпретируют текст на уровне ниже первого 14% российских учащихся (в Финляндии — 2%), а достигают пятого уровня — 4% (в Финляндии — 24%)
(с. 44).
Рефлексия и оценка ниже первого уровня — 12% российских учащихся (в Финляндии — 2%), а пятого уровня — 4% российских учащихся (в Финляндии — 14%) (с. 51). У 5% наших лучших — уровень подготовки ниже 5% лучших учащихся Финляндии, Канады, Японии и ниже 5% лучших учащихся из стран-участниц ОЭСР. Лучше всего российские учащиеся выполняли 1-й и 2-й уровни сложности. Аналогичные результаты получены по замерам математической и естественнонаучной грамотности.
Исследование показало, что наши учащиеся хуже справляются с нестандартными формулировками задач, затрудняются с составлением математической модели ситуации при относительно высоком уровне предметных умений. Это означает, что школа не формирует готовности выйти за пределы учебных ситуаций, задач и упражнений, не готовит школьников к свободному использованию математики в повседневной жизни (низкий уровень коммуникативных умений).
По ряду международных исследований (1991, 1995, 1999, 2000) российские учащиеся выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях, но затруднялись применять их в ситуациях близких к реальной жизни.
Они имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений (умения работать с таблицами, диаграммами и рисунками).
Не владеют теми действиями (системами действий), которые обеспечивают успех решения нестандартных задач.
Не имеют навыков работы со сложноорганизованными фрагментами информации, представленными в разных форматах (подчеркнем, что речь в данном случае идет не об одаренных подростках, а об обычных 15-летних учащихся массовой школы).
Исследования подтвердили, что российское образование нацелено на формирование узкопредметных умений школьников, в то время как образование других стран — на функциональную грамотность, актуальную в современных рыночных отношениях.
А.Г.Каспржак
Литература:
Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.02 кб

Измерение общей функциональной грамотности студентов

Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Найденова Н.Н.
В статье рассматривается проблема необходимости измерения общей функциональной грамотности среди обучающихся на разных ступенях обучения. Приведены четыре парадигмы развития образования.
Читать PDF
421.30 кб

Ключевые параметры функциональной грамотности студента

Акатова Татьяна Ивановна
Читать PDF
240.79 кб

Функциональная грамотность школьников в области здоровьесбережения

Бахарева Е. В.
Читать PDF
624.56 кб

Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект

Ермоленко Валентина Андреевна
В статье приведены теоретические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающегося.
Читать PDF
1.08 мб

Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности

Смирнов Дмитрий Витальевич
Представлены промежуточные результаты исследования дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях по предметному компоненту безопасной жизнедеятельности.
Читать PDF
265.67 кб

Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников

Блинкова Людмила Владимировна, Вебер Нина Петровна, Виноградова Людмила Петровна
Предлагается система педагогического мониторинга формирования знаний, предметных и ключевых компетенций и функциональной грамотности.
Читать PDF
204.81 кб

Развитие функциональной грамотности: из опыта преподавания иностранного языка

Контримович Ася Алексеевна, Паюнена Марина Васильевна
Посвящена новому представлению о грамотности как о социальном свойстве человека, лежащем в основе его свободы.
Читать PDF
792.77 кб

Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение

Веряев Анатолий Алексеевич, Нечунаева Марина Николаевна, Татарникова Генриетта Викторовна
Проанализированы представления о функциональной грамотности учащихся, ставшие популярными после участия России в международном тестировании PISA.
Читать PDF
442.49 кб

Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности

Ермоленко Валентина Андреевна
Данная статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности.
Читать PDF
253.15 кб

Формирование функциональной грамотности у студентов бакалавриата в неязыковом вузе

Репкина Людмила Ивановна
Читать PDF
694.85 кб

Развитие функциональной грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования

Джумаева Санобар Абсаатовна, Гафурова Надира Мирхасиловна, Холмуродов Мухитдин Норбоевич
В статье раскрываются вопросы, связанные с повышением квалификации учителей общеобразовательных школ, рассматриваются образовательные моменты для формирования функциональной грамотности у учащихся общеобразовательных школ.
Читать PDF
329.19 кб

Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст

Ковалева Г.С.
В статье рассматриваются проблемы формирования и оценки финансовой грамотности как части функциональной грамотности в международном контексте.
Читать PDF
1.18 мб

Проблема формирования функциональной финансово-экономической грамотности студентов колледжа

Русских Елена Станиславовна
В новых социально-экономических обстоятельствах процесс обучения выпускников профессиональных образовательных организаций должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через
Читать PDF
122.99 кб

Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения

Е.В. Бахарева
Полноценное функционирование выпускника в современном постиндустриальном обществе зависит не столько от номенклатуры освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он может решить эффе
Читать PDF
823.29 кб

Совершенствование функциональной грамотности дошкольника при освоении родного и неродных языков

Дарибаева Анаркул Ауелбековна, Толаметова Лола Маккамбаевна
В данной статье рассматривается актуальность и развитие функциональной грамотности дошкольника, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Похожие термины:

  • Функциональная грамотность взрослого

    способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. ФГВ – минимальный уровень владения знаковыми системами, позволяющий взро
  • МИНИМАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений(читать, писать), необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гр