Функциональная грамотность взрослого

Найдено 1 определение
Функциональная грамотность взрослого
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. ФГВ – минимальный уровень владения знаковыми системами, позволяющий взрослому реализовывать свои социальные функции, обеспечивать безопасную жизнедеятельность, социальный статус и самореализацию в обществе. ФГВ включает виды ФГ, специфические формы проявления функциональной готовности, подразделяемые с учетом особенностей различных видов социальной деятельности взрослого человека. Главные из них: языковая грамотность, компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.). В целом ФГВ характеризует способность жить и функционировать в определенных цивилизационных условиях, т.е. знание об окружающем мире и языке общения, обеспечивающее человеку возможность стать хозяином своей судьбы, быть успешным в мировом пространстве. ФГВ является основой ключевых и специальных компетенций. В отличие от элементарной грамотности, ФГ понимается как возможность установления связи между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле слова, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения задачи. Важнейшей задачей непрерывного профессионального образования является формирование у взрослых ФГ в первую очередь в следующих областях: в сфере самообразования – обеспечение усвоения взрослыми современных теорий информации, способов поиска и анализа информации как основы постоянного профессионального роста и достижения успеха в общественной и личной жизни; в сфере общественной деятельности – обеспечение освоения взрослыми языков социальной коммуникации, социальных, экологических и экономических теорий и способов реализации функций гражданина, избирателя, потребителя и пр.; в сфере социально-трудовой деятельности – обеспечение овладения взрослыми теориями профессионального развития, способами оценки собственных профессиональных и карьерных возможностей, анализа ситуации на рынке труда, норм этики трудовых взаимоотношений, толерантности, самоорганизации и т.п.; в бытовой сфере – обеспечение овладения взрослыми языком валеологии, навыками организации здорового образа жизни, семейных отношений, устройства быта и ведения хозяйства и т.п.; в сфере культурно-досуговой деятельности – обеспечение овладения взрослыми знаниями в области организации досуга, способами выбора моделей использования свободного времени, своего духовного развития и пр. Представление о содержании функциональной грамотности в Республике Беларусь сформировано разработчиками научной темы «Определение содержания функциональной грамотности в системе образования Беларуси» под руководством кандидата педагогических наук С.А. Крупник (Национальный институт образования, 1998 г.). Эта работа в 1999 году получила продолжение в РИПО в рамках темы «Разработка проектов и программ реализации концепции обеспечения функциональной грамотности в системе образования Беларуси», по итогам которой написан доклад ЮНЕСКО «Функциональная грамотность в Беларуси». (Мацкевич В.В., Крупник С.А., Функциональная грамотность / Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Минск: Книжный дом, 2003. С. 1185–1186; Крупник С.А., Мацкевич В.В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси / С.А. Крупник, В.В. Мацкевич. 2008.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.