ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Найдено 1 определение
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ
относительно обособившиеся части содержания управленческой деятельности, необходимые для осуществления управленческого цикла. В процессе реализации функций управления обеспечивается непрерывное и целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, руководителей на коллектив учебного заведения, его работников и учащихся.
Процесс управления носит циклический характер. Это значит, что в нем содержится множество различных циклов, каждый из которых имеет свою продолжительность, свою сферу приложения, свои задачи и способы их решения. В самом общем виде отдельныйцикл можно представить как отрезок управленческого процесса, включающий в себя следующие звенья: получение и анализ информации, принятие управленческого решения, планирование деятельности профессионального учебного заведения (ПУЗ), организацию работы по выполнению плана, учет, контроль и анализ результатов.
Примером реализации управленческого цикла в ПУЗ является руководство подготовкой и проведением какого-либо конкретного мероприятия.
В управленческом цикле, ограниченном рамками учебного года, осуществляются цели и планирование работы на год, организуется деятельность коллектива, координируются и регулируются усилия работников и органов управления, проводится всесторонний учет проделанной работы, контролируются ее состояние и результаты, анализируются и оцениваются итоги учебного года.
Таким образом, цикл управления включает в себя различные операции и расчленяется на следующие друг за другом стадии.
Наиболее важные операции управления ПУЗ могут быть интегрированы в пяти функциях: целеполагание и планирование работы, организация деятельности коллектива, координация и регулирование деятельности, учет работы ПУЗ, контроль и анализ работы.
Первой функцией, с которой начинается управленческий цикл, является планирование (целеполагание и постановка задач), осуществляемые на основе анализа работы учебного заведения. Эта функция включает в себя составление схемы работы, определение времени и последовательности ее выполнения, выделение ответственных исполнителей. Система планирования работы ПУЗ должна отражать всю его многостороннюю деятельность и отвечать требованиям комплексности различных планов. Планы ПУЗ, будучи реализованными, конкретными, предусматривающими активное участие всех работников и учащихся в их выполнении, служат действенным фактором организации коллектива.
Вторая функция управления – организация, предполагает работу по созданию необходимых условий для нормального функционирования. Сюда относятся организаторская деятельность в коллективах педагогов и учащихся, создание и совершенствование материально-технической базы для учебно-воспитательного процесса, подготовка учебных помещений и общежитий, установление и поддержание режима работы, подбор и расстановка кадров, стимулирование их деятельности, непосредственная организация теоретического и производственного обучения, внеклассной воспитательной работы с учащимися, организация приема учащихся, подготовка и проведение экзаменов, выпуск и распределение учащихся на предприятия.
Третья функция – координация и регулирование. Она предусматривает согласование действий педагогического коллектива, отдельных работников и общественных организаций, устранение влияния негативных явлений, корректирование работы.
Регулирование означает разрешение всех проблем, возникающих повседневно в учебно- воспитательной работе и на обеспечивающих ее участках. Данная функция осуществляется управляющей подсистемой непрерывно на основе систематически поступающей информации, а не только по результатам контроля.
Четвертая Ф.у.п.у.з. предполагает учет его работы. Ведется количественный и качественный учет выполнения мероприятий и заданий, предусмотренных планами. Функцию учета выполняют акты, протоколы заседаний, совещаний, документы по аттестации работников, журналы анализа работы преподавателей и мастеров производственного обучения. В особый раздел выделяется учет финансовой, хозяйственной и производственной деятельности. Своевременный и точный учет выступает фактором эффективного управления и стимулирует активизацию деятельности педагогического коллектива.
Пятая функция включает в себя контроль и анализ работы. Сюда относится проверка и оценка состояния и результатов деятельности коллектива во всех ее аспектах, проверка выполнения принятых решений и поручений, исполнения документов, контроль за учебно-воспитательным процессом, выявление качественных и количественныхпоказателей в работе коллектива, сравнение достигнутых результатов с намеченными целями.
Контроль и анализ необходимы не только в конце управленческого цикла, но и в ходе планирования, организации и учета деятельности коллектива. Как анализ невозможен без систематического контроля, так и всесторонность, объективность и действенность контроля без анализа. Вот почему контроль и анализ правомерно объединить в одну самостоятельную функцию управления. В ходе контроля и анализа реализуются обратные связи. На основе полученной информации принимаются новые решения, определенные цели, намечаются планы.
Выделение пяти указанных функций в управленческом цикле обусловливаются особенностями ПУЗ как управляемого объекта. Их совокупность отражает все содержание процесса управления ПУЗ; осуществление каждой из функций является обязательным для процесса управления. Следует заметить, однако, что между указанными функциями не может быть каких-либо четких граней. В процессе управления все функции неразрывно связаны, своим содержанием они пронизывают друг друга.
Ф.у.п.у.з. не могут носить только административно-организационный характер. В них непременно имеется социально-психологический аспект.
Все сказанное относится в общим функциям управления, которые осуществляются всеми субъектами управления в отношении своих управляемых объектов. Раскрывая содержание процесса управления, эти общие функции служат основой для разделения управленческого труда и формирования организационных структур.
Лит.: Соколов А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. – М., 1988; Соколов А.Г. Научные основы управления профессионально-техническим учебным заведением. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.