ФРЕБЕЛ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФРЕБЕЛ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ

немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт" открыл в 1816 в Тюрингии. Воспитательный процесс в нем строился на основе педагогических принципов И.Г. Песталоцци. В 1829 институт был закрыт из-за обвинения Ф. в распространении вредных идей. В 1833 Ф. возглавил сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в т.ч. и дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Ф. определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 основал в Тюрингии учреждение, которому в 1840 дал название "детский сад". Для пропаганды своей педагогической теории и методики Ф. в 1838-40 издавал газету "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей"; сборники песен для детей; "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни" (1851). Из всех этих изданий после смерти Ф. его последователями была составлена книга "Педагогика детского сада" (в России переведена в 1913 под названием "Детский сад"). В 1851 по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющая часть якобы социалистической системы Ф. Педагогические взгляды Ф. были построены на убеждении в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении". Воспитание Ф. рассматривал как двусторонний, затрагивающий учителя и ученика процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самого себя. Ф. считал, что для воспитания особое значение имеют виды деятельности (игра, учеба, труд) и показал возможность их взаимодействия в разных формах. Игру Ф. считал "высшей ступенью детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры; создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Ф. впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания. Система Ф. получила широкое распространение, в т.ч. и в России, где с 70-х гг. 19 в. создавались Фребелевские общества.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ФРЕБЕЛ Фридрих Вильгельм Август
21 4 1782, Обервейсбах, Тюрингия, - 21 6 1852, Мари-енталь, там же), нем педагог теоретик дошк. воспитания Учился в Иенском и Берлинском ун-тах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав неск. профессий Встреча с последователем И Г Песта-лоцци - директором образцовой школы г. Ф.ранкфурт-на-Майне Г А Грунером определила интерес Ф. к педагогике В 1805—07 преподавал в этой школе естеств. науки В 1807—10 работал в Ивердонском ин-те Песталоцци, под влиянием к-рого утвердился в решении посвятить себя пед. деятельности, завершив предварительно высш. образование В 1811—13 учился в Геттингенском и Берлинском ун-тах, где его мировоззрение складывалось под влиянием нем классич философии (Ф. Шеллинг, И Г Ф.ихте, Г В Гегель).
В 1816 в Тюрингии в дер Грисгейм Ф. открыл свое первое воспитат. учреждение «Универсальный германский воспитат. ин-т» (через год - в соседней дер Кайльгау). Следуя пед. принципам Песталоцци, Ф. в своем ин-те занимался с детьми физич. упражнениями, приучал их к с -х труду, в обучении использовал наглядность
В основу теоретич разработки своей воспитат. системы Ф. были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами нем философии В 1817 опубликовал свой первый лит труд - «К нашему нем народу» С 1820 ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитат. учреждения В 1826 издал кн. «Воспитание человека» - гл. труд, в к-ром систематически изложил свои пед. воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.
В 1828 Ф. был обвинен в распространении вредных идей И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из ин-та, к рый в 1829 пришлось закрыть Ф. пытался открывать воспитат. учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление. В 1833 Бернское пр-во предложило Ф. возглавить сиротский приют в Бургдор-фе, основанный Песталоцци, в к-ром обучались дети разного возраста, в т.ч. дошкольники Проводя с ними эксперим. работу, Ф. определял содержание и методы воспитания детей дошк. возраста В 1837 Ф. вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау). учреждение, к-рому в 1840 дал назв «дет. сад». Для пропаганды своей пед. теории и методики Ф. в 1838—40 издавал газ «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей» В 1843 опубликовал «Материнские и ласкательные песни» («Mutter- und Koselleder»), в 1844 под его редакцией вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет. саду в Бланкенбурге», в 1851 выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Ф.ридриха Ф.ребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни» Из всех этих изданий после смерти Ф. его последователями была составлена кн. «Педагогика дет. сада» (в России переведена в 1913 H Соколовым под назв «Дет. сад»).
«Дет. сад» в Бланкенбурге просуществовал 7 лет.н. был закрыт из-за недостатка средств Но Ф. продолжал работу и осуществил подготовку «дет. садовниц» - воспитательниц В конце жизни ему удалось открыть еще один дет. сад в Мариентале, но в 1851 по приказу властей все дет. сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистич системы Ф., имеющей целью вести юношество к атеизму.
Ф. отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демокр подход к образоват. политике и пришел к убеждению, что он соответствует обществ. потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым пром и науч. развитием Германии Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию С точки зрения Ф., цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их к -л профессии Согласно Ф., всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если пед. процесс сможет «выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением» и даст «как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутр. природой» Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни.
Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей Разработанный Ф. уч план включал все осн. области обществ. и культурной жизни того времени «иск-во», «естествознание», обучение «способам использования природных ресурсов», а также «простой и более сложной переработке» получаемого при этом сырья, «знание о природных веществах и силах», «естественная история и история человечества и отд стран», «математика» и «языки» Эту обширную образоват. программу Ф. стремился претворить в жизнь в своих школах
Пед. взгляды Ф. были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим пед. процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении», а вся система образования Ф., включая и дошк. воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога
Ф. рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в к-ром учитель, руководствуясь пед. принципами, воздействует на развитие личности гл. обр. с помощью множества разл видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно «давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким»
Понимание Ф. значения деятельности для формирования личности привело его к выводу виды деятельности (игра, учеба и труд). имеют особое значение для воспитания Ф. показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в пед. процессе
Игру Ф. характеризовал как «высш. ступень дет. развития» Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры Ф. вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые «Дары» - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью
Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Ф., тем не менее, в значит. степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактич материалами, мало связанными с живой действительностью Это было одной из гл. причин критики системы Ф. в разных странах
Ф. впервые в истории дошк. педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практич. пособиями систему обществ. дошк. воспитания Своими трудами Ф. способствовал выделению дошк. педагогики в самостоят.область знания
Система Ф. получила широкое распространение в др. странах, в т.ч. в России, где с 70-х гг 19 в создавались Ф.ребелев-ские общества

Источник: Российская педагогическая энциклопедия