ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Найдено 1 определение
ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
. Внедрение нового сопряжено с определенными трудностями: ломкой старых установок, старой системы профессиональных знаний, навыков и умений преподавателей и мастеров производственного обучения. Поэтому распространение и внедрение передового опыта – это сложный творческий процесс, требующий от преподавателя большой научной подготовки и высокого профессионального мастерства.
Наиболее типичными для профессиональных учебных заведений являются следующие Ф.р.п.п.о.: ознакомление преподавателей и мастеров с новыми способами работы, показ методических средств и приемов педагогического труда и тренировка их в этих приемах; печатная и устная пропаганда передового опыта; использование обобщенного передового педагогического опыта, который описан в учебно-методических пособиях и сборниках статей.
Широкое распространение получило шефство опытных преподавателей над начинающими или малоопытными преподавателями; педагогические практикумы, когда опыт передается не одному, а сразу группе преподавателей; выступления педагогов, обобщивших свой опыт, на заседаниях методических комиссий, педагогических советов, научно-практических конференциях или педагогических чтениях. Одной из форм обобщения своего опыта является составление преподавателями годовых отчетов, позволяющих проанализировать свою работу, выявить положительные и отрицательные ее стороны.
Многие учебные заведения работают над определенными темами. Каждому преподавателю и мастеру предоставляется возможность выбрать интересующий его аспект и определить свою индивидуальную научно-методическую тему.
Практикуются также обзорные лекции о новинках литературы по передовому опыту, проводятся специальные информации о новинках педагогической литературы и методиках обучения по предметам, рассматривается систематический опыт изготовления дидактических материалов и самодельных наглядных пособий, методика их использования, обсуждается опыт педагогических курсов повышения квалификации, проводятся кустовые совещания по обмену передовым опытом работы, организуются специальные семинары предметных (методических) комиссий и посещения смежных учебных заведений.
Получило распространение проведение тематических вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, «дней новатора». В определенные дни недели преподаватель, чей опыт распространяется, рассказывает приглашенным о существе своего метода и проводит поэлементный его разбор. Используется и такая форма, как командирование педагогических работников в родственные по профилю учебные заведения для изучения отдельных вопросов.
Все эти формы достаточно проверены и обоснованы, широко применяются в практике работы передовых учебных заведений. Все ценное, новое и удачное из практики одного преподавателя таким образом можно довести до всех педагогов и наглядно познакомить их с методическими достижениями.
К формам распространения и внедрения передового педагогического опыта следует также отнести открытые уроки, педагогические чтения, школы передового опыта, выставки.
Лит.: Батышев А.С. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. – Ташкент, 1978.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.