ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Найдено 1 определение
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
в средних специальных учебных заведениях. Основными формами являются следующие: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены.
Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся.
Тематику контрольных работ рассматривают предметные (цикловые) комиссии по предложению преподавателей, ведущих данный предмет. Утверждает ее руководство учебного заведения.
Используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие знания как теоретического, так и практического характера.
Для учащихся-заочников контрольные работы могут иметь практическое подтверждение.
При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку, определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической частей, учитывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мысли.
Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.
Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, навыков и умений по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.
Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями.
Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким образом, чтобы учащиеся при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.
Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.
При оценке качества дипломного проекта учитывают актуальность темы, реальность проекта, степень самостоятельности работы учащихся, глубину и прочность знаний и умений по общетехническим и специальным предметам, полноту раскрытия темы, обоснованность предполагаемых решений, степень использования в дипломном проектенаучной и технической литературы, производственной документации, соблюдение государственных стандартов.
Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.
Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, навыками и умениями в соответствии с характером профессиональной деятельности.
Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных экзаменационных работ составляют преподаватели, обсуждает предметная комиссия и не позднее чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе.
В экзаменационные билеты необходимо включить два-три вопроса из разных разделов программы в зависимости от специфики предмета и одну задачу или пример. Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной пройденный материал.
Желательно включать в билеты материал разных разделов программы, группируя вопросы для билетов, учитывая, что они не должны повторяться, содержать близкий по проблематике материал. Вопросы должны охватывать программу курса в целом, но они могут выходить за ее рамки (когда в билеты необходимо включить вопросы, связанные с местными условиями, современными достижениями соответствующей отрасли науки).
В последнее время в средних профессиональных учебных заведениях вместо дипломного проекта проводится итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Цель такого экзамена оценить общую ориентацию учащегося в научных основах специальности, его готовность осуществлять профессиональную деятельность, применив усвоенные знания на практике и определив пути выхода из нестандартной производственной ситуации.
Различные формы контроля определяются характером контрольных заданий, поэтому так необходим тщательный и обоснованный отбор этих знаний. Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ.
В настоящее время во многих учебных программах отсутствуют конкретные требования к уровню знаний и особенно умений, что затрудняет деятельность преподавателей по определению содержания контрольных заданий, приводит к субъективности и неравноценности проверок, зачастую сводит контроль к проверке усвоения учебного материала на уровне воспроизведения. Исходными при отборе содержания проверочных заданий служат следующие основания.
1. Обеспечение полноты объема проверяемого учебного материала. Если контроль проводят в конце семестра (семестровый экзамен), то перед учащимися ставят вопросы, требующие проверки усвоения системы знаний и умений всех пройденных разделов; если проверяется изучение материала за год (переводной экзамен), то контрольные задания должны охватывать весь объем. Когда проверку проводят по отдельно взятому разделу программы (контрольные работы), то задания должны включать вопросы, позволяющие определить усвоение логически завершенного объема учебного материала, взаимосвязанной группы понятий.
2. Обобщенный характер контрольных заданий. В процессе обучения учащиеся овладевают различными знаниями, навыками и умениями. Итоговая проверка всегда должна обеспечивать контроль усвоения системы знаний и умений. Это означает подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий.
Отбор содержания контроля знаний и умений требует более тщательного логического анализа содержания учебного материала, подлежащего проверке, прежде всего с точки зрения будущей профессиональной деятельности специалиста.3. Продуктивный, прикладной характер контрольных заданий. Итоговый контроль предусматривает, что задания должны обеспечивать продуктивную работу учащихся. С этой целью целесообразно ставить вопросы таким образом, чтобы они выявляли у учащихся знания способов и условий деятельности, а также усвоение знаний о предметах и средствах труда. Проверка умений осуществляется с помощью практических заданий и профессиональных задач.
4. Направленность содержания контрольных заданий на активизацию познавательной деятельности учащихся. Необходимо широко использовать постановку таких вопросов- заданий, которые не только требовали бы воспроизведения учебного материала, но и побуждали учащихся к поисковой деятельности: на сравнение различных явлений и процессов, установление взаимосвязей между ними, определение характерных черт, признаков и особенностей предметов и явлений, классификацию по признакам, объяснение причины, доказательство закономерностей.
Лит.: Ерецкий М.И., Потоцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978; Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.