ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ
ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ
(греч. phone звук, голос) общеизвестная конкретная информация по всем областям человеческой деятельности, не слишком точная и детализованная, представленная общепринятыми символами, заключенная в ассоциациях, сходных у членов группы.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ
междисциплинарное понятие, в котором на уровне неосознаваемых установок содержательно фиксируются социальные смыслы, что создает ситуацию производства знания на подсознательном уровне и наполнения его предметными смыслами окружающего мира. Это создает определенную мотивацию к извлечению из опыта предшествующих поколений социальнозначимых образов, представлений, норм поведения.
Результат междисциплинарного анализа понятия «фоновое знание» дает возможность уточнения и понимания его структуры и функций. В частности, лингвострановедческое направление (70–80-е гг. — Е. М.Верещагин, В.Г.Костомаров, И.Р.Гальперин, В.П.Фурманова) рассматривает ФЗ (background knowledge) как обоюдное знание реалий говорящими и слушающими, что является основой языкового общения. Подразумеваемая информация, называемая фоновой, известна практически всем членам данного сообщества и находится как бы в свернутом виде в сознании и подсознании коммуникантов.
В области психолингвистики ФЗ — фреймовая или когнитивная пресуппозиция, которую рассматривают как единицу, лежащую в основе фоновых знаний инокультурной общности (И.И.Халеева, 1991).
В культурологии фоновое знание — общеизвестная конкретная информация, представленная общепринятыми символами. Эта информация охватывает все области человеческой деятельности и редко бывает детализированной и точной, а зачастую заключена лишь в сходных ассоциациях членов группы (Э.Д.Хирш, 1988).
В этнопсихолингвистике фоновые языковые знания — знание каких-либо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, однако служат основой языкового общения.
В гносеологии ФЗ — актуально соразмерный познавательным целям и задачам фонд социальных образов, аналогий, метафор (И.Т.Касавин, 1994).
В педагогике можно выделить предпосылки обращения к фоновому знанию: семантическое сознание есть то, что сопровождает данное знание, т.е. это другие знания; и то, что фигурирует в качестве его фона, условия, контекста, в том числе то, чем само знанием не является (В.И.Гинецинский, 1986), а также все те слои реальности, которые вместе задают смысл происходящего — контекст (И.Д.Фрумин, 1999).
К функциям ФЗ можно отнести: социальное интегрирование идеальных объектов культуры; осмысление информации в культурном контексте, способной стать знанием; обеспечение социокультурного контекста, помогающего устанавливать коммуникацию внутри определенной социальной общности.
Педагогический потенциал фонового знания раскрывается как возможность развить у человека индивидуальный стиль познания на основе опыта познавательной деятельности. Организация образовательной среды может основываться на источниках ФЗ: предметной среде, детской субкультуре, трансляции фонового знания, актуализированного самим педагогом. Для развития педагогического потенциала ФЗ в структуре образовательной среды целесообразно создавать разновозрастные группы детей; ситуации выбора деятельности, альтернативные образовательные пространства; условия для развития субкультуры детства. В педагогической деятельности важно учитывать особенности проявления педагогом собственного фонового знания, преломленного в опыте его жизнедеятельности и того фонового знания, которое осваивается учащимся. Следует использовать сочетание объектов фонового знания различных культур и этносов с тем, чтобы содержание образования было мультикультурным.
Д.Б.Бережнова
Литература: Личность и её бытие: Социально-психологические аспекты бытия личности в местном сообществе: Материалы всеросс. конф. / Под ред. З.И.Рябикиной, В.В.Знакова. — Краснодар, 2002.
Результат междисциплинарного анализа понятия «фоновое знание» дает возможность уточнения и понимания его структуры и функций. В частности, лингвострановедческое направление (70–80-е гг. — Е. М.Верещагин, В.Г.Костомаров, И.Р.Гальперин, В.П.Фурманова) рассматривает ФЗ (background knowledge) как обоюдное знание реалий говорящими и слушающими, что является основой языкового общения. Подразумеваемая информация, называемая фоновой, известна практически всем членам данного сообщества и находится как бы в свернутом виде в сознании и подсознании коммуникантов.
В области психолингвистики ФЗ — фреймовая или когнитивная пресуппозиция, которую рассматривают как единицу, лежащую в основе фоновых знаний инокультурной общности (И.И.Халеева, 1991).
В культурологии фоновое знание — общеизвестная конкретная информация, представленная общепринятыми символами. Эта информация охватывает все области человеческой деятельности и редко бывает детализированной и точной, а зачастую заключена лишь в сходных ассоциациях членов группы (Э.Д.Хирш, 1988).
В этнопсихолингвистике фоновые языковые знания — знание каких-либо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, однако служат основой языкового общения.
В гносеологии ФЗ — актуально соразмерный познавательным целям и задачам фонд социальных образов, аналогий, метафор (И.Т.Касавин, 1994).
В педагогике можно выделить предпосылки обращения к фоновому знанию: семантическое сознание есть то, что сопровождает данное знание, т.е. это другие знания; и то, что фигурирует в качестве его фона, условия, контекста, в том числе то, чем само знанием не является (В.И.Гинецинский, 1986), а также все те слои реальности, которые вместе задают смысл происходящего — контекст (И.Д.Фрумин, 1999).
К функциям ФЗ можно отнести: социальное интегрирование идеальных объектов культуры; осмысление информации в культурном контексте, способной стать знанием; обеспечение социокультурного контекста, помогающего устанавливать коммуникацию внутри определенной социальной общности.
Педагогический потенциал фонового знания раскрывается как возможность развить у человека индивидуальный стиль познания на основе опыта познавательной деятельности. Организация образовательной среды может основываться на источниках ФЗ: предметной среде, детской субкультуре, трансляции фонового знания, актуализированного самим педагогом. Для развития педагогического потенциала ФЗ в структуре образовательной среды целесообразно создавать разновозрастные группы детей; ситуации выбора деятельности, альтернативные образовательные пространства; условия для развития субкультуры детства. В педагогической деятельности важно учитывать особенности проявления педагогом собственного фонового знания, преломленного в опыте его жизнедеятельности и того фонового знания, которое осваивается учащимся. Следует использовать сочетание объектов фонового знания различных культур и этносов с тем, чтобы содержание образования было мультикультурным.
Д.Б.Бережнова
Литература: Личность и её бытие: Социально-психологические аспекты бытия личности в местном сообществе: Материалы всеросс. конф. / Под ред. З.И.Рябикиной, В.В.Знакова. — Краснодар, 2002.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005