Фонема

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФОНЕМА
(гр. phonema – звук) — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (напр., фонемы «д» и «т» в словах «дом» и «том»).

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ФОНЕМА
(от греч. phōnēma – звук). Основная и минимальная единица звукового строя языка, входящая в морфемы и определяющая их значения. Признаки Ф. могут быть различительными (дифференциальными) и неразличительными (интегральными). По различительным признакам Ф. образуют оппозиции (противопоставления). Дифференциальные признаки Ф. различны, но в каждом языке их набор ограничен. Так, в русском языке признак твердости / мягкости согласных является дифференциальным (ср. «кон» – «конь»). Ф. реализуются в звуках речи. Все звуки, воспроизводящие определенную Ф., называются аллофонами, иначе – вариантами Ф. Ф. – объект изучения фонологии, а на занятиях по практике речи – практической фонетики.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Фонема
гр. фонема - звук) - "Минимальная единица системы выражения звукового языка, представляющая собой определенную совокупность одновременно реализующихся дифференциальных [различительных] признаков и способная различать звучание разных слов и морфем. (Более крупные единицы языка - морфемы, семантемы и др. Морфема - значимая часть слова, наименьшая предельная, неделимая без потери данного качества и регулярно воспроизводимая согласно моделям данного языка единица системы выражения, непосредственно соотносимая с соответствующим ей элементом системы содержания. Семантема - вещественная часть слова, та его часть, которая несет его лексическое, материальное значение, в отличие от морфемы, которая при таком понимании может иметь только формальное, т.е. грамматическое значение)".[25] Например, слова "клев" и "клюв" различаются фонемами "о" и "у". Морфемы - это корни, приставки, суффиксы, окончания.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.57 кб

Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков-фонем и сочетаний адыге

Блягоз Зулькарин Учужукович, Кесебежева Нафсет Ибрагимовна
Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний.
Читать PDF
575.53 кб

Возможность реализации принципа частотности фонем в современных учебниках по обучению грамотее

Агаркова Нелли Георгиевна
Статья посвящена изучению принципа частотности фонем русского языка как теоретической основы к учебникам по обучению грамоте.
Читать PDF
414.60 кб

Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса

Велизаде М. И.
В статье Мелек Велизаде рассматривается вопрос влияния слогов и распевов на сам процесс постановки и шлифовки детского голосового аппарата.
Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
1.88 мб

Технология профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию фонематических умений у дете

Белоус Е.Н.
Читать PDF
361.23 кб

Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи

Г.Р. Шашкина
Читать PDF
346.96 кб

Исследование фонематического самоконтроля у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартри

Криницына Г. М.
Читать PDF
945.24 кб

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры «Да-нет»

Денисова Ольга Вячеславовна
Целью статьи является привлечение внимания учителей-логопедов к необходимости обновления образовательного процесса на занятии с детьми с ОНР по формированию предпосылок обучения грамоте и приведение его в соответствие с требования
Читать PDF
192.64 кб

Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности

Мякишева Людмила Валерьевна, Полетаева Ольга Витальевна
Авторы представляют структуру фонематических процессов и значимость их развития в коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется средствам и методам развития фонематических процессов.
Читать PDF
254.71 кб

Динамика овладения фонематическим письмом генеральной выборкой младших школьников общеобразовательно

Иншакова Ольга Борисовна
Приводятся результаты непрерывного изучения процесса формирования фонематического принципа письма учащихся начальных классов общеобразовательной школы, позволяющие охарактеризовать современную популяцию школьников.
Читать PDF
181.05 кб

Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Салманова Л. Р., Егорова И. В.
Читать PDF
711.63 кб

Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией

Е. А. Константинова, Ю. И. Федько
Читать PDF
226.11 кб

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

Редозубова Е. И., Лизунова Л. Р.
Читать PDF
260.67 кб

О фонологическом статусе фонемы [j] в русском языке в связи с проблемой мягкости слога

Лаптева Е. В.
Читать PDF
1.18 мб

Подготовка к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Прусенко К.О.
Коррекционно-развивающая программа, представленная в статье, поможет логопедам, работающим с дошкольниками с ФФН, подготовить детей к обучению грамоте

Похожие термины:

  • ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ

    (греч. phõnma - звук) - Д., возникающая при плохом фонематическом слухе, прежде всего при несформированном фонематическом анализе. См.: Анализ фонематический.
  • АНАЛИЗ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    (греч. analisis - разложение; + phõnêma – звук) - процесс узнавания, различения слова, его звукового состава, сравнения слов по звучанию, выделения отдельных речевых звуков на фоне слова. Формирование А.Ф.св
  • АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
  • ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

    специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова.
  • ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)

    нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ

    нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.