родился 16 мая 1951 г. в г. Козельске Калужской области; кандидат педагогических наук (1979), доктор педагогических наук (1996), профессор (1997), действительный член Академии социального образования (1997). В 1973 г. окончил факультет иностранных языков Тульского государственного педагогического института, работал учителем английского и немецкого языков школы № 1 г. Сокольники Тульской области, заместителем директора по учебно-воспитательной работе ПТУ № 14 г. Щекино Тульской области. С 1980 г. работает ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, заместителем декана индустриально-педагогического факультета, заведующим кафедрой социальной педагогики и социальной работы Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого.
Фокин В.А. – автор более 100 научных работ.
В 80-е гг. формируется его концепция нравственного воспитания учащихся, основанная на идеях гуманизации и демократизации современной профтехшколы. Фокин В.А. разрабатывает проект системы нравственного воспитания, предусматривающий создание открытой профтехшколы, цель которой – нравственное развитие личности, ее социальная адаптация и защита, а средство – взаимодействие с воспитательными институтами общества. Основным направлением деятельности открытой профтехшколы является предоставление учащимся пространства для обогащения и реализации личностного потенциала в различных видах деятельности, влияние на формирование гуманистических ценностных оснований отношения учащихся к людям, среде, себе, организация позитивного общения учащихся в училище и за его пределами. Вместе это – обретение учащимися положительного нравственного опыта.
Реформирование системы профтехобразования позволило ученому расширить исследование проблем воспитания учащихся профтехшколы. В 1992 г. он создает одну из первых в педвузах России кафедру социальной педагогики и социальной работы, принимает участие в разработке государственного образовательного стандарта по социальной педагогике.
Активная педагогическая и общественная деятельность Фокина В.А. послужила основанием для избрания его первым президентом Всероссийской Ассоциации преподавателей высших школ социальной работы, которая объединяет вузы 46 регионов РФ.
Соч.: Вступая в ряды рабочего класса. – М., 1984. – (В соавт.); Теория и практика нравственного воспитания учащихся профтехшколы. – М., 1992; Учебно-воспитательная работа в средних профтехучилищах: Учебная программа. – М., 1986; Учебно- воспитательная работа в профтехучилище: Учебная программа. – М., 1990; Нравственное воспитание в профтехучилище: Учебная программа. – М., 1995; Директор и общественные организации профтехучилища. – М., 1986; Воспитательная работа в профтехшколе. – М., 1993; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997. – (В соавт.).