учебный предмет, призванный способствовать всестороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья. Из дневника 13–14-летней девочки в 1929 году: «После большой перемены пошла на физкультуру… На физкультуре была рассеянной, да и вообще недолюбливаю этот урок, быть может потому, что на нем особо чувствую свою неловкость…» (Татьяничева, 2007). О конце 1930-х гг.: «Рафаил Яковлевич был нашим учителем физкультуры. Я не любила уроков физкультуры – у меня не получалась “лягушка” на кольцах. Ребята смеялись, когда я неловко перекувыркивалась через голову… Смех казался мне таким оскорбительным, что я перестала ходить на уроки физкультуры. Я уходила перед уроком в школьный двор и там разгуливала среди сугробов. А Рафаил сердился и записывал в мой дневник: “Ваша дочь прогуляла урок физкультуры”. Слово “прогуляла” он подчеркивал злой жирной чертой. Чтобы и я, и родители знали, как его, учителя, возмущают мои прогулы, как это стыдно и некрасиво – прогуливать урок физкультуры» (Матвеева, 1977, 204).
О мужской школе в 1948–1949 гг.: «Уроки физкультуры у нас всегда были какие-то дурацкие, и особенно я стал их презирать с тех пор, как записался в секцию. Толкались мы в спортзале, корячились на шведской стенке, лазали по канату к потолку, прыгали через козла – противное занятие. Тем более что через козла я никак перескочить не мог. Даже тут у нас были учительницы, а не учителя, и все молоденькие, да бестолковые. “Да-а, – усердно укоряла меня одна, – какой же ты защитник Родины, солдат, если через козла перепрыгнуть не можешь! Ну-ка, обеими ногами, раз!” Я после такой моральной укоризны садился на лавочку, чертыхался, настроение никуда…» (Лиханов, 1995, 138–139).
О середине 1950-х гг.: «Преподаватели физкультуры не могут не видеть, с каким нежеланием учащиеся старших классов приходят на единственный в неделю урок физкультуры» (Никитин, 1957, 27).
О середине 1950-х гг.: «…В седьмом, точно, в седьмом классе началось…. Нас на уроки физкультуры водили, когда уже потеплеет, весной, в сад Прямикова, – такой есть маленький парк на Таганке, – ну вот, мы приходим один раз, а там шестьдесят пятая, в волейбол играют, через сетку. Все уже в майках, в трусах, хотя еще прохладно было, начало мая… …Мы ещё девчонки совсем, по четырнадцать лет. Ну вот, наша очередь играть выходить, физкультурник Дима в свисток свистит, надо выходить, – мы тоже в майках, ноги голые, бледные после зимы, тощие, а трусов спортивных тогда не было, и мы мужские трусы колбасками подвертывали, шароварчиками такими» (Рощин, 2002, 77–78).
О вт. пол. 1950-х – нач. 1960-х гг.: «На уроках физкультуры удушливо пахло резиной (маты и козлы) и потом. Когда нас, девочек, по пять-шесть заставляли виснуть на брусьях, – то Физра (кличка учительницы) непременно про нас говорила, обращаясь к ждущим своей очереди мальчикам, одну и ту же фразу: “Ну, повисли как сосиски!”. Сравнение было точное. А шаровары у всех – вне зависимости от пола – были сатиновые, тускло-лиловые, тоскливые» (Бек, 2000).
О восьмиклассниках в конце 1950-х гг.: «Шёл урок физкультуры. Мы прыгали через “козла”. Сначала мальчишки – от “А” до “Я”, потом девочки. Моя фамилия начинается на “В” – Верезин. Но среди мальчиков меня обычно ставили последним. Это потому, что мне ещё ни разу не удавалось перепрыгнуть. Для девочек и для меня “козла” всегда опускали. Очередь подвигалась быстро. “Иванов”, – сказала учительница физкультуры и заранее поставила пятерку. Серега отделился от очереди. Потом я увидел взлетевший над “козлом” рыжий затылок и растопыренные ноги подошвами назад. Те ребята, которые уже получили отметки, раскачивались на перекладине или карабкались по шведской стенке, похожей на большие счеты без костяшек» (Зелеранский, 1961, 5).
О начале 1960-х гг.: «Когда прозвенел звонок, в класс… пришла учительница физкультуры… “Павел Афанасьевич заболел, – сказала она. – У вас будет урок физкультуры. Стройтесь, пойдём в спортзал!”» (Чеповецкий, 1962, 34).
О 1980-х – первой половине 2000-х гг.: «Школьные уроки физкультуры всегда занимали первые места в хитпараде прогуливания. Полкласса обеспечено справками от всевозможных врачей – по статистике, только 25% первоклашек здоровы, а среди старшеклассников этот процент вдвое меньше. Остальные с тоскливыми лицами пытаются перепрыгнуть через “козла” или с грехом пополам вскарабкаться по канату. Физ-ра непопулярна. И это при том, что сегодня люди готовы тратить сотни долларов на абонемент в фитнес-клуб. Выходит, если к занятиям физкультурой подойти более современно и профессионально, у нас будет шанс вырастить здоровое поколение?» (Семёнова, 2006, 35).
О конце 1990-х гг.: «…Учитель физкультуры… был мужчина лет 40–45, властный. Он всегда заставлял нас играть в волейбол, но мы очень не любили эту игру, поэтому или отказывались играть или не ходили на урок. Ещё я очень не любила кататься на лыжах. Во-первых, холодно, а во-вторых, не умеем кататься на пластиковых, а только на деревянных. Меня или заставляли, пугая двойкой, или давали особое поручение – расставить лыжи, ботинки по парам. Ещё учитель физкультуры шантажировал нас в свою пользу. В школе я хорошо прыгала в длину. Следовательно, должна была ехать на районные соревнования. Никакие отговорки он просто не принимал, говоря: “Поставлю 5, если поедешь на соревнования, а если не поедешь – поставлю 3”. А кому же хочется иметь за год 3 по физкультуре? Никому. Поэтому мне приходилось ехать на соревнования. Не меньшее влияние он оказывал на нас в период, когда в школе проводились эстафеты (передача палочки участнику своей команды). Если из сильных учеников кто-либо отказывался бежать, то [учитель физкультуры] последние занятия в четверти издевался над ним, заставляя заново сдавать все нормативы» (557).
О 2000-х гг.: «…Лучше бы [мальчишкам и девчонкам] обойтись… [без уроков физкультуры], вредящих и здоровью, и самооценке ребят. Ненавижу физру – так говорили в детстве мы, и столь же часто эту фразу можно услышать от сегодняшних детей… Взять прыжки в длину. Проводятся они чаще всего на твердой поверхности, школьники же обуты в легкие тапочки или кеды, что совершенно недопустимо… Резкий удар пяток летит по позвоночнику прямо в детский мозг, что… не прибавляет ни ума, ни здоровья. Или упражнения на брусьях – пол-урока весь класс стоит и наблюдает, как кто-то пытается сдать несчастный норматив. Кто-то прекрасно может прыгать в высоту, зато перед канатом чувствует себя дурно и вынужден перед всем классом униженно выслушивать соображения физрука по этому поводу. И это называется уроками физ. культуры в третьем тысячелетии… Беда российской школьной физкультуры в том, что своими корнями она до сих пор уходит в рожденную революцией поголовную систему ГТО» (Куликова, 2005–4). См. также: Переодевание на физкультуру.
208.34 кб
Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза
В данной статье рассмотрено влияние оздоровительной аэробики на состояние физического и психического здоровья студента.