Феномен
Феномен
отгреч. phainomenon - являющееся) - 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ФЕНОМЕН
отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании. (Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. - Хабаровск, 2003. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Феномен
[ < гр. phainomen – являющееся] – действительное явление или их совокупность – практика. Ф. в широком смысле слова – все то, что можно созерцать, что происходит и есть в мире природы, человека, общества, в том числе явления человеческого разума, включая ноумены. Ф. в узком смысле противоположен ноумену, они образуют диалектическое единство, взаимоисключают друг друга (явления существуют вне сознания) и взаимопроникают друг в друга (делают реальным потребное будущее человека, проникая в его сознание). Ср. Ноумен.
Феномен
гр. – являющееся) – это необыкновенно яркое, необычное, редкое, особое явление, имеющее более или менее большое значение в развитии ситуации, системы. Чтобы быть феноменом данное явление должно проявить себя в трех ипостасях: собственно в явлении, в явленном, в процессуальности. Если этого нет, то явление перестает быть феноменальным и самоуничтожается. Появление феномена в педагогике есть тройственный акт: являющий, связанный с личным началом, имеющий свою историю; являющийся, т.е. находящийся в движении, в развитии и имеющий свою форму, структуру; являемый, т.е. становящийся условием чего-нибудь другого, нового. Таким образом, феномен – это нечто откуда-то возникшее, чем-то определенным являющееся и на что-то влияющий.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)