ФЕЛЬЕТОН

Найдено 1 определение
ФЕЛЬЕТОН
(от фр. feuilleton — ‘листок, листочек’) — сатирический художественно-публицистический жанр, возникший во Франции в конце XVII — нач. XIX в. Этим словом назывался дополнительный лист (подвал) парижской газеты «Journal des Debats», где сначала публиковалась самая разнообразная информация: платные рекламные объявления, театральный репертуар, последние модные тенденции, стихотворные шарады и т.п. Позднее содержание Ф. составили стихотворения, фрагменты поэм, театральные рецензии, обзоры выставок, отчёты о научных заседаниях, что развивало его развлекательную и критическую направленность и со временем привело к появлению одноимённого жанра (аббат Жоффруа, Ж. Жанен, Ш. Нодье и др.). В дальнейшем у европейских авторов критическая направленность Ф. приобрела обличительный характер, сформировав у жанра новые черты, среди которых выделялись политическая и искусствоведческая тематика, резкая сатира и ирония (Г. Гейне, Гуцков, М. Гарден и др.). В России Ф. заявил о себе в XIX в., следуя в развитии европейской традиции.
Широкую известность получили произведения В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, Д.Д. Минаева, Н.С. Курочкина, А.В. Амфитеатрова, В.М. Дорошевича и др.
Цель фельетонного жанра заключается в указании на общественное зло и его разоблачение. Достижение цели автором осуществляется с помощью иронии и юмора. Влияя на общественное мнение, Ф. добивается осознания социумом сложившейся в действительности негативной ситуации и требует её преобразования. Характерными свойствами этого жанра являются злободневность, полемичность, документальность, локальность предмета осмеяния, гротеск, пафос и экспрессия. Фельетонист создаёт отрицательный образ, используя механизм сатирической типизации с преобладанием художественного компонента. Ф. свойственны такие стилистические приёмы, как перифраза, эпитет, метафора, сравнение, стилистический контраст, пародия и др. Он содержит большое количество прецедентных текстов. Жанр, как правило, невелик по объёму (А. Серафимова. URL: www.zavtra.ru/content/view/zhili-byili-9/; Л. Флорентьев. URL: www.novayagazeta.ru/politics/48007.html).
В современной науке Ф. имеет обширную теоретическую базу, тем не менее, до сих пор остаётся открытым вопрос его жанровой идентификации, поскольку стилистики Ф. и памфлета чрезвычайно сходны. Впрочем, некоторые авторы видят различие этих жанров в том, что памфлет характеризуется большей масштабностью тем и более резкой формой обличения (склонностью к сарказму). Особенно остро эта проблема встала в связи с происходящими в последнее десятилетие процессами трансформации сложившейся жанровой системы журналистики, приведшими к появлению гибридных форм. Современное медиапро-странство включает модификации памфлет-Ф. (Е. Александрова-Зорина: www.zavtra.ru/ content/view/2011-02-0242/), Ф.-авторская колонка (Р. Арифджанов: www.agentura.ru/dossier/ russia/people/arifdjanov/colonka/131103/) и др., что усложнило определение жанровой принадлежности, поскольку традиционно выявление черт Ф. происходило в сопоставлении с жанром памфлета. Существующая проблема делает актуальным изучение Ф. с лингвистической точки зрения.
Наряду с памфлетностью развивается и такое явление как фельетонность. По мнению А.Н. Тепляшиной фельетонность может быть определена как технология привлечения читателей, основанная на умении писать весело и легко. При этом основополагающим свойством фельетонного стиля является широкое использование комического в разнообразных формах [Тепляшина 2000]. По нашему мнению, данные дефиниции нуждаются в уточнении и дополнении, поскольку, напр., разные виды комизма используют и другие вторичные жанры (памфлет, пародия, сатирический комментарий).
Лит.: Дускаева Л.Р. Языково-стилистические изменения в современных СМИ // КРРЭСС. М., 2003; Истомина А.Е. Фельетон как жанр политического дискурса: АКД, 2008; Кайда Л.Г. Композиционная поэтика текста: монография. М., 2011; КРРЭСС. М., 2003; ЛЭС. М., 1987; Салимовский В.А. Жанр (литературный) // СЭСРЯ. М., 2006; Салимовский В.А. Речевой жанр // СЭСРЯ. М., 2006; Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной журналистики. СПб., 2000; Тепляшина А.Н. Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики: АДД, 2007; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М. 2002; Щербаков А.В. О системном представлении жанрового поля языка/речи (на материале газетно-публицистических жанров) // Речевое общение. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 8—9 (16—17). Красноярск, 2006.
С.В. Серова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.