ФАУСЕК Юлия Ивановна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФАУСЕК Юлия Ивановна (1863-1943)
педагог, деятель дошкольного воспитания. Преподавала в средних учебных заведениях, в 20-х гг. одновременно преподавала в Институте дошкольного воспитания, ЛГПИ им. А.И. Герцена. Наиболее видный отечественный пропагандист опыта М. Монтессори. Организатор Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов. В 1917-29 зав. детским садом, работающим по методу Монтессори. Разработала методику работы с детьми в дошкольном учреждении; дополнила систему Монтессори комплексом практических упражнений. Выступала против политизации воспитательной работы с дошкольниками. В 30-е гг., после закрытия групп, работающих по системе Монтессори, продолжила адаптацию ее идей к начальной школе. В последней работе "О морали у детей" (1941-42) сформулировала положение о природе детства, предвосхитившее идеи современной гуманистической психологии. Педагогическое наследие Ф. представляет значительный интерес для современных образовательных учреждений, работающих по системе Монтессори.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ФАУСЕК Юлия Ивановна
3(15). 6 1863, Керчь, - 1943, Ленинград], педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. образования. Окончила Бестужев-ские курсы (1884). Преподавала естеств. историю в ср. уч. заведениях, в 20-е гг. одновременно преподавала в Ин-те дошк. воспитания, ЛГПИ им. А. И. Герцена. Наиб. видный пропагандист метода М. Монтессори в России. Была организатором Об-ва свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц дет. садов. В 1917—29 заведовала дет. садом, работавшим по методу Монтессори. Подготовила дидактич. материалы по обучению дошкольников, построенные «на пошаговом разделении сложного акта» на отд. операции (каждому элементу соответствовали спец. упражнения для самостоят. деятельности учащихся, стимулирующие познават. интерес). Дополнила систему Монтессори т. н. обыденными, житейскими упражнениями, помогавшими воспитанникам ориентироваться в окружающем мире. Обобщив свои психол. наблюдения, предложила методику работы с 3-летними детьми в дошк. учреждении. Выступала против политизации воспитат. работы с дошкольниками, отстаивала приоритет в воспитании общечеловеческих ценностей. В 1930 по идеологич. причинам закрылась последняя в СССР. дет. группа, в к-рой Ф. работала по методике Монтессори.
В 30-е гг. занималась адаптацией идей Монтессори к нач. школе, спецификой изучения мл. учащимися рус. языка. Разработала ориг. дидактич. систему обучения школьников биологии, географии, иск-ву, включавшую три уровня: повторение и закрепление знаний и умений, приобретенных на фронтальных уроках; пропедевтич. материал, подготавливающий учащихся к более успешному усвоению программных знаний; расширение кругозора, стимулирующее интерес к самостоят. чтению лит-ры. В последней работе «О морали у детей» (1941—42). сформулировала психол. положения о природе детства, предвосхитившие идеи совр. гуманистич. психологии. Пед. наследие Ф. представляет интерес для педагогов, возобновивших в нач. 90-х гг. разработку идей Монтессори в условиях совр. образоват. учреждений России.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
223.19 кб

Юлия Ивановна Фаусек и детская площадка по методу Монтессори при Женском педагогическом институте

Сороков Дмитрий Георгиевич
Судьба и педагогический опыт этой талантливой и героической женщины Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек в последние годы вызывает особый интерес исследователей истории отечественной науки.