ФАРМАКОВСКИЙ Владимир Игнатьевич (С. Михно)

Найдено 1 определение
ФАРМАКОВСКИЙ Владимир Игнатьевич (С. Михно)
(1842–1922) – русский педагог, деятель народного образования. Педагогическую деятельность начал в 1865 г. преподавателем истории и русской словесности Вятской женской гимназии. В течение 8 лет был мировым судьей, занимался журналистикой. С 1877 по 1881 г. по приглашению Ульянова служил инспектором начальных народных училищ Симбирской губернии; затем – директором начальных народных училищ Оренбургской (1881–1885), Херсонской (1885–1895), Псковской (1895–1896) губерний. В 1896–1904 гг. – ответственный чиновник департамента начального обучения Министерства народного просвещения. С 1904 г. в отставке. Способствовал организации просвещения нерусских народов Поволжья и Приуралья, юга России. Неоднозначную оценку получил проект Фармаковского В.И. (1903) о введении всеобщего начального обучения в России, предполагавший его поэтапное введение начиная с центральных губерний (Московский округ, в последние десятилетия – другие). Приоритет Фармаковским В.И. отдавался министерской начальной школе, что вызвало критику земств, просветительских обществ (Н.В. Чехов и др.).
Фармаковский В.И. справедливо отмечал разнотипность начальной школы, отсутствие единого стандарта образования, что подтверждалось публиковавшимися аналитическими обзорами развития начальной школы в России (1900, 1910). Фармаковский В.И. – автор педагогических и методических пособий для учителей, статей в «Журнале Министерства народного просвещения», «Русской школе», «Народной школе», «Педагогическом сборнике» и др. В круг его научных интересов входили проблемы организации народного образования (системы начального образования, всеобщего обучения, единой школы, регионализации образования), охраны здоровья детей и школьного питания, школьной дисциплины, методики обучения грамоте, подготовки народных учителей.Фармаковский В.И. – видный представитель русского мануализма, последователь К.Ю. Цируля. Рассматривал ручной труд как самостоятельный учебный предмет, средство нравственного, умственного, физического и эстетического развития, видел в нем одновременно метод обучения («трудовой метод»), активно знакомящий с окружающей действительностью, обеспечивающий взаимосвязь теории и практики, воспитывающий творческую личность, вкус, самостоятельность. Задача трудовой школы «образовывать работника, способного самостоятельно решать трудовые задачи», превращать знания в «живую деятельную силу».
Соч.: Методика школьной дисциплины. – Одесса, 1886; Методика ручного труда. – Одесса, 1889; Начальные училища Министерства народного просвещения. – СПб., 1900; Охрана здоровья учащихся. – Одесса, 1905; Патикуляризм в области народного образования. – СПб., 1909; Начальная школа Минис-терства народного просвещения (по официальным источникам). – СПб., 1910; Методика правописания по воззрениям русских педагогов и по учению экспериментальной школы. – Киев; Одесса, 1911; Педагогика дела: Теория и практика трудового обучения в школе. – СПб., 1912.
Лит.: Помелов В.Б. Педагоги и психологи Вятского края. – Киров, 1993; Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). – М., 1982; Кондаков А.И. Директор народных училищ Н.И. Ульянов.– М., 1964.
Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.