ЕВТУШЕВСКИЙ Василий Андрианович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЕВТУШЕВСКИЙ Василий Андрианович (1836-1888)
педагог, методик-математик. Разработал методику элементарной математики на основе самостоятельной работы учащихся, занимательности и соответствия возрасту учащихся ("Методика преподавания арифметики", 1872; 16 изд., 1907), а также программы и уроки по пропедевтическим курсам арифметики, алгебры и геометрии, построенные на основе концентрического изучения математики.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЕВТУШЕВСКИЙ Василий Андрианович
24.4(6.5). 1836, Полтава, — 11(23).9. 1888, Петербург], рус. педагог, методист-математик. Окончил Петерб. ун-т, с 1861 изучал за границей систему подготовки учителей в пед. уч. заведениях. С 1864 руководитель Высш. пед. курсов при 2-й воен. гимназии. В 1868 преподаватель математики в частной жен. школе, затем на Аларчинских жен. курсах. С 1877 гл. инспектор по уч. части дет. приютов, усовершенствовал внутр. распорядок, ввел в уч. план рисование, черчение, труд (ремесла). С кон. 1877 издавал и редактировал (совм. с А. П. Пятковским) журн. «Нар. школа»; участвовал в организации и работе Пед. музея воен.-уч. заведений (лектор, составитель каталогов, создатель мастерских по изготовлению уч. пособий); активный член Петерб. пед. об-ва (с 1879 пред.). Занимался также устройством нар. школ, руководил занятиями на Андреевских курсах в Петербурге.
Разработал методику элементарной математики на основе самостоят. работы учащихся, наглядности и занимательности обучения и соответствия возрасту обучаемых («Методика преподавания арифметики», 1872). Считая гл. причиной неуспеваемости учащихся по математике излишнюю систематичность ее преподавания в нач. классах, признавал необходимость концентрич. изучения математики, разработал программы и уроки по пропедевтич. курсам арифметики, алгебры и геометрии. Его «Методика», построенная на основе последоват. изучения чисел вместо изучения действия, критиковалась П. Л. Чебышевым и Л. Н. Толстым за «противоречие началам науки», явное подражание нем. педагогам и «неточность языка». Всесторонняя оценка «Методики» Е. дана А. И. Голь-денбергом (рецензия в «Уч.-воспитат. б-ке», т. 1, ч. 2, М., 1876, с. 1—27) и В. А. Латышевым («Руководство к преподаванию арифметики», M., с. 70—74). Е. признавал значение домашнего образования, стремясь соединить выгоды домашнего и шк. обучения («Проект устройства домашних школ», журн. «Семья и школа», 1974, "Nfe 5—6). Однако идея Е. не была поддержана педагогами, считавшими, что домашние школы не могут иметь широкого обществ. значения, т. к. недоступны большинству родителей.
Соч.: Сб. арифметич. задач, ч. 1 — 2, СПБ — П., 1891 —; Методика приготовит, курса алгебры, СПБ, 1876 (соавт.).
Лит.: Ланков А. В., К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М., 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики 18 — 19 вв., М., 1956.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия