ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (излагающая поисковая) БЕСЕДА

Найдено 1 определение
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (излагающая поисковая) БЕСЕДА
разновидность вопросно-ответного метода обучения. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, – это один из частично-поисковых методов.
Дидактическая сущность Э.б. состоит в том, что преподаватель (мастер) путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При этом преподаватель (мастер) побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.
Однако Э.б., как метод обучения, по исполнению гораздо сложнее других методов устного изложения. Она требует особой подготовки преподавателя (мастера): расчленения изучаемого материала на логически связанные части, формулировки «продуктивных» вопросов, расположения их в соответствии с логикой учебного материала, продумывания возможных ответов учащихся и основных выводов. Необходимо также владеть определенными навыками ведения и руководства такой беседой.
Э.б. требует значительно большего по сравнению с объяснением времени для изучения равного по объему материала, поэтому ее чаще всего применяют в тех случаях, когда учащимся нужно дать знания об узловых, ведущих проблемах темы. Особенность Э.б. и в том, что для ее проведения учащиеся должны иметь некоторую предварительную подготовку по изучаемому материалу – на «пустом» месте Э.б. проводить нельзя.
Можно выделить некоторые условия применения Э.б.:– для изучения методом Э.б. учебного материала необходимо, чтобы его содержание было логически стройным и четким;
– в связи со значительной прикладной направленностью содержания специальных предметов, а тем более – производственного обучения, большим объемом нормативного материала основным в Э.б. должен быть, как правило, разбор технической и технологической документации, различных схем, справочных материалов, правил, инструкций и т.п.;
– наиболее целесообразно Э.б. проводить в сочетании с другими методами и видами учебной работы: объяснением, работой с книгой, самостоятельными наблюдениями учащихся, демонстрациями, упражнениями, лабораторно-практическими работами и т.п.
Успех Э.б. зависит в значительной мере от правильного определения ее темы и конкретной учебной задачи. Очень важно, начиная беседу, показать учащимся, что нового предстоит им сделать в овладении знаниями и умениями.
Решающее значение для эффективности Э.б. имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые в данном случае являются главными инструментами обучения. Каждый вопрос, поставленный преподавателем (мастером), обязательно должен вызывать соответствующий вопрос в сознании учащихся, побуждать стремление устранить возникающие неточности, наводить на новые ассоциации.
Основные требования к вопросам Э.б. – стимулирование активной (продуктивной) мыслительной деятельности учащихся, их сообразительности, краткость и точность, целенаправленность, логическая четкость. Различают вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие). Цель основных вопросов – раскрыть наиболее существенный материал, дополнительных – конкретизировать, уточнить основной материал, а вспомогательных – помочь учащимся вспомнить известные им сведения, направить их мысли в нужное русло.
По своему характеру вопросы, применяемые при проведении Э.б., крайне разнообразны. Можно выделить следующие группы вопросов:
на сравнение и сопоставление предметов, их изображений, явлений, процессов, фактов и т.п.;
на обобщение и выделение существенных признаков изучаемых фактов, явлений, процессов и формулировку понятий;
на выявление умения использовать знания в различных ситуациях; на объяснение причин – диагностические;
на выяснение последовательности действия, процесса, способа и т.п. – прогностические;
на доказательство, приведение доводов «за» и «против»; на установление межпредметных связей.
Из требований к ответам учащихся следует прежде всего отметить сознательность и аргументированность. Каждый ответ должен отражать самостоятельность мышления учащегося, быть точным и ясным, литературно и технически грамотным.
При ведении Э.б. строго выдерживается ее логический план, внимание учащихся фиксируется на основных, главных фактах и выводах, являющихся узловыми для понимания изучаемого материала в целом.
Лит.: Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985; Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984; Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М., 1981.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.