входит в Рос. Федерацию. Образован в 1930. Пл. 745 тыс. км2. Нас. ок. 23,6 тыс. чел. (1993), в т. ч. эвенки (ок. 3,5 тыс.), русские (св. 16,7 тыс.), украинцы (св. 1,3 тыс.), якуты (св. 0,9 тыс.), кеты (150 чел.) и др. Центр - пос. Тура.
В нач. 19 в. миссионеры предпринимали попытки распространить обучение грамоте на родных языках народностей Севера. Рус. миссионер С. Попов в целях приобщения инородцев к православной религии переводил на тунгусский (эвенкийский) язык отрывки из Евангелия, составил на церк.-слав. языке и издал в Москве «Тунгусский букварь» (1858) и «Краткий тунгусский словарь» (1859). Однако мн. буквари и уч. пособия не получили распространения, т. к. их тексты были нередко искажены из-за незнания переводчиками родного языка северян. Специфич. трудность для организации обучения представлял многонац. состав учащихся в каждом классе. В 1897 грамотность населения составляла среди мужчин 2,2%, среди женщин 0,1%.
Первую нац. школу в округе открыл в 1922 в Ербогачане И. Г. Киселев. В 1927 в Туре были открыты первая школа с интернатом и культбаза, ставшая очагом культ.-просвет. и Н.-и. работы среди коренного населения. Первыми учителями эвенкийских школ, направленными на Крайний Север по комсомольским путевкам, были А. Ф. Афанасьев, И. Е. Марков, А. А. и В. А. Горцевские и др.
В 1926 грамотность населения составляла 16,5% (среди мужчин 22,7%, среди женщин 9,7%), в т. ч. среди оседлых эвенков 8,3% (среди женщин 2,3%), среди кочевников соответственно 4,3% и 0,4%.
С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. На основе Единого сев. алфавита впервые были разработаны (1931) эвенкийская и эвенская письменности (с 1937 на рус. графике). В Ин-те народов Севера подготовлены первые учебники для нац. школ: «Первая книга для чтения на эвенкийском языке» (1929), «Нач. тунгусская книга» (1931), «Новый путь» (1933) Г. М. Василевича, «Новая жизнь» (1932, букварь для взрослых) А. П. Козловского, H. E. Афанасьевой; на эвенкийском языке - «Новое слово» (1932) В. И. Цинциус. В последующие годы были изданы учебники по родным языкам и книги для чтения: «За новую жизнь» (1932—33), «Новая жизнь» (1934). В 1939 действовало 24 школы, в т. ч. 18 начальных, 3 семилетние, 3 средние; всего в них обучалось 1730 учащихся, в т. ч. св. 800 учащихся - представителей народов Севера. Грамотность населения составляла 73%.
До 50-х гг. обучение в подготовительном - втором классе велось на родном языке, в 3—4-х кл. родной язык изучался как уч. предмет. С 5-го по 10-й кл. обучение велось на рус. яз. по уч. планам и программам рус. школы, родной язык не изучался.
Осуществление нач. всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в 50-х гг. В 1959 действовало 24 школы (св. 1,5 тыс. учащихся). Последовательно вводился 7-летний (в 50-е гг.) и 8-летний (кон. 60-х гг.) всеобуч. В 70-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. С кон. 50-х до нач. 90-х гг. обучение в школах велось на рус. языке, родной язык изучался как самостоят. уч. предмет.
С нач. 90-х гг. разрабатываются программы перевода базового образования детей северян на родной язык.
В 1996 в 33 дошк. учреждениях воспитывались ев 1,6 тыс детей Функционировало 27 школ (ев 4 тыс учащихся, ок 360 учителей), в т.ч. 13 начальных (ев 370 учащихся), 3 основные (ок 270 учащихся), 11 средних (ев 3,3 тыс учащихся) Св 37% детей соответствующего возраста обеспечены интернатами Подготовка педагогов ведется в Игарк-ском пед.уч-ще, вузах С -Петербурга и Хабаровска
Лит Базанов А Г, Казански и H Г, Школа на Крайнем Севере, Л, 1939, Народы Сибири, M - Л, 1956, Просвещение на Крайнем Севере, сб 19—20, Л, 1981—83, сб 23—24, Л, 1987—90
Я И Меляков