ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГУРА

Найдено 1 определение
ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГУРА
или ЭТИМОЛОГИЯ (от греч έτυμον − ‘корневое значение слова’), — 1. Повтор в рамках одного предложения однокоренных слов с близким звучанием, типа пыль пылит, огород городить [Литературный энциклопедический ... 1987: 519]. Эффект Э.ф. определяется тем, что, нарочито сближая однокоренные слова, она «фиксирует внимание на их смысловых оттенках», семантически обостряет значения одно-коренных слов. Напр.: Мы уже десятками насчитываем авторов, утверждающих, что они сочиняют сочиненья, в то время как они только цитируют цитаты [Клюев 1999: 235].
2. К Э.ф. близок приём поэтической этимологии, под которым понимается «вид двойного или тройного звукового параллелизма, когда поэт подбирает к первому члену сопоставления фонетически близкие слова, подчеркивая тем самым единство звуковой структуры стиха», напр.: Забором крался конокрад, / Загаром крылся виноград (Б.Пастернак); Толпа метавшихся метафор / Вошла в музеи и в кафе... (П. Антокольский) [Квятковский 1998: 258—259].
3. Э.ф. может реализоваться как расчленение слова на составные компоненты с целью обнажения его внутренней формы. Напр.: Чтобы досадить другому, такие и себя не щадят. Так что в корысти их упрекнуть никак нельзя. Бескорыстно злоупотребляют своим служебным положением. Зло употребляют (СК. 21.12.1985); Заглянем в историю, чтобы было более понятно сегодняшнее положение вещей, т.к. настоящие Христа продавцы (сознательно разделяю эти слова) по сей день творят своё беззаконие (Память. 2000. № 1). Причём такое расчленение слова может сопровождаться переосмыслением его внутренней формы: Осыпается зеленая листва среди лета, шуршит, утекает. Чернеют леса. Каждая третья семья теряет ребёнка, ибо изначально он болен. Это Чернобыль. Наша чёрная быль (КР. 20.08.1989).
Использование однокоренных и/или созвучных слов сближает рассмотренные приёмы с Парономазией (см.). Используются Э.ф. и поэтическая этимология в изобразительной и характерологической функциях, которые часто совмещаются, напр.: Распутин — не фамилия, а состояние. Здесь слышится все: распутье, распущенность и распутица (В. Ерофеев); Чем выше парило стихотворение, чем было высокопарнее (вернём этому слову его прекрасный первоначальный смысл), тем слабее оно доходило до её слуха <... > (В. Ходасевич).
Лит.: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; ЛЭС. М., 1987; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д., 2007; КРРЭСС. М., 2003.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.