ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ

Найдено 1 определение
ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ
. В традиционном научном смысле под этикой всегда понималась и понимается наука о нравственности или, иначе, морали. В ней были заложены и раскрыты те нравственные нормы и принципы, которые неизменно принимались в качестве базовых и опорных в образе жизни определенных социальных страт, национальных и религиозных общностей, половозрастных групп. И именно в этом ключе следует рассматривать перенесение термина «этика» из разряда научного в разряд практический, относящийся к межличностному и межгрупповому общению людей.
Руководитель – это социальный статус работающего человека, статус формального лидера. Характерная функциональная обязанность руководителя – управление другими людьми в родственной сфере трудовой деятельности. Стало быть, одной из его важнейших функций, наряду с чисто производственными, становится реализация требований профессиональной этики. От этого зависит его авторитет, уважение к нему, желание сотрудничества с ним.
Если исходить из того, что под профессиональной этикой понимается тот набор устоявшихся правил, норм нравственности, определяющих характер деловых отношений в определенной области производства (материального или духовного), то за руководителем следует признать ведущую роль в их реализации. Свое истинно лидирующее положение каждый руководитель выражает в органическом сочетании собственно профессионализма, профессиональной состоятельности и профессиональной этики. Чем естественнее их взаимосвязь, тем убедительнее и эффективнее позиция руководителя, управленца, или, как это принято ныне, менеджера. При этом неизменно в зависимости от ситуации в качестве доминанты выступает один из компонентов данного парного альянса, сохраняя за другим функцию поддержки, адаптационного механизма, готовности при необходимости принять на себя ведущую роль.
Следует выделить примерно такой комплекс норм профессиональной этики, которым должны подчиняться и руководители и подчиненные:
– уважение человеческого и профессионального достоинства коллег по труду;
– недопущение оскорбительных суждений в связи с недостаточно квалифицированным выполнением трудовых операций, процедур, а оказание помощи в достижении большей зрелости и профессионального совершенства;
– признание за собой виновности за «проколы» в решении деловых задач, неперенесение этой вины на других, когда это действительно так;
– исключение командирского чванства и присвоения себе заслуг подчиненных, амбициозности;
– исчерпывающее разъяснение тогда, когда это необходимо, смысла и особенностей производственных заданий, поставленных перед подчиненными, и только после этого требовать достижения необходимого качества труда и его результатов;
– исключение из общения с другими людьми обидных для отсутствующих при этом суждений о коллегах, их деловых качествах;
– «работать» на создание здоровых традиций, нравов в родном коллективе.
Об Э.р. необходимо вести речь в двух контекстах. Первый контекст – реализация им норм нравственности, профессиональной этики в общении с подчиненными. Другой контекст – восприятие подчиненными тех этических требований, которые предъявляет им руководитель. Здесь проявляется та логическая связь, схема, которая и определяетэффективность отношений и дееспособность трудового коллектива: руководитель – подчиненный, лидер – нелидер.
Разумеется, следование нормам и требованиям профессиональной этики в действиях руководителя способствует органическому слиянию в нем двух ролей – лидера формального и лидера неформального. В противном случае в каждом коллективе возникают альтернативные руководителю лидеры неформального типа, становящиеся носителями тех этических норм, требований, правил, которые для данного коллектива приобрели важный жизненный смысл. Вот почему при подготовке рабочих, техников нового поколения чрезвычайно важно внушить каждому из них необходимость включиться в режим этики руководителя, выполняя при этом две роли. Первая роль – быть этически грамотным подчиненным, вторая – готовить себя к возможной предстоящей роли руководителя одного из звеньев производства (мастер, бригадир, начальник участка и т.д.), формального и неформального лидера, принявшего и реализующего все требования профессиональной этики.
Э.р. проявляется, отнюдь, не только в сфере производства. Важно выделить следующий объем социально-производственного пространства ее проявления:
а) при решении собственно профессиональных задач в данном трудовом коллективе;
б) при общении с сотрудниками в нетрудовых ситуациях, но в данном производственном заведении (учреждении, предприятии, фирме, фермерском хозяйстве и т.п.);
в) при общении в бытовых, нетрудовых условиях.
И если руководитель, подчиняясь требованиям, нормам, принципам профессиональной этики, выдерживает здоровый режим всего комплекса межличностных отношений, неизменно подвергая свои этические действия контролю и самоконтролю, то можно утверждать, что его этический статус состоялся.
Э.р. – это не статическое явление, а сложный многоуровневый процесс, подверженный непрерывному развитию, обогащению. Его источник – культура личности каждого работника во всех ее ипостасях, ценностных ориентациях и установках, в творческой активности и инициативе. Процесс этот требует неустанной подпитки, и чем раньше педагогические коллективы осознают это и примут за правило для себя как первых наставников будущих управленцев, тем увереннее они, эти управленцы, примут старт своей менеджерской судьбы и успешно включатся в процессы социально-экономического реформирования нашего Отечества.
Лит.: Вейл П. Искусство менеджмента. – М., 1993; Зигерт В., Ланг Л. Руководство без конфликтов. – М., 1990; Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. – М., 1993.
Л.А. Волович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.