ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Найдено 1 определение
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(этика бизнеса) – совокупность «неписанных» (не узаконенных государственными институтами), но тем не менее имеющих определенную силу этических принципов, норм, правил, призванных регулировать (наряду с соответствующими нормами права) деловую жизнь, поведение субъектов хозяйствования на рынке, в сфере социально-экономических и трудовых отношений. Прежде всего речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых в цивилизованном обществе к его ценностным ориентациям, стилю работы, характеру делового общения (в том числе с наемными работниками), социальному облику в целом. Поскольку предпринимательство имеет своей целью прибыль, то естественно, что «основным вопросом» Э.п. является определение этических отношений между прибылью (в том числе средствами, способами ее получения) и социальной ответственностью бизнеса (предпринимательства). Здесь существуют две крайние позиции: 1) бизнес не занимается и не должен заниматься ничем иным, кроме извлечения максимальной прибыли, и 2) бизнес должен забыть о всех мотивах приобретения и подсчета прибыли и посвятить себя просто служению обществу, благу потребителя. Как свидетельствует опыт, истина лежит где-то посредине: в соответствии с нравственными обязательствами предприниматели и менеджеры должны стремиться к достижению и сохранению равновесия, баланса интересов бизнеса и общества (требований покупателей, наемных работников, поставщиков, кредиторов, а также акционеров). Прибыль необходима для платы за служение обществу, но прибыль не продержится долго, если будет неблагоприятная социальная ситуация. Лучшие, преуспевающие компании многих стран исходят из того, что без доверия и доброжелательности потребителей и собственного персонала нельзя достичь долговременного успеха. В России в условиях становления рыночной экономики проблемы Э.п. приобретают особое значение. Ведь рынок не только экономический механизм, но и сложный социокультурный феномен, предполагающий определенную культуру хозяйственного поведения, развитые трудовые и предпринимательские мотивы, деловую этику. Между тем, процессы рыночных преобразований в нашей стране сопровождаются многочисленными проявлениями, мягко говоря, не совсем этичного поведения отечественных бизнесменов (производство и поставки заведомо недоброкачественной продукции, недобросовестная реклама, обман клиентов, мошенничество и т.п.). В декабре 1995 г. по инициативе общественного объединения предпринимательских союзов и организаций «Круглый стол бизнеса России» была предложен и опубликована «Хартия бизнеса России», которая должна стать своего рода кодексом этических основ поведения предпринимателей. Предусматривается, что, подписав хартию, предприниматели России и их общественные объединения примут на себя бессрочные обязательства воздерживаться от насилия или угрозы насилия как способа достижения собственных деловых целей или в интересах третьих лиц. Важнейшей нравственной нормой станет отказ от недобросовестных форм ведения деловых операций, а именно – от обмана и умышленного нанесения ущерба своему контрагенту, фальсификации качества товара или предоставляемой услуги, а также сообщения ложных сведений о себе, своей организации или своих партнерах. Подписавшие хартию дадут обещание не участвовать, не способствовать и не побуждать других к участию вкриминальных формах бизнеса, наносящих вред обществу или окружающей среде, а также в легализации доходов от указанных видов бизнеса и денежных средств, имеющих незаконное или сомнительное с точки зрения этики бизнеса происхождение. В документе подчеркивается, что в отношении участников хартии, нарушивших ее положения, будут применяться общественные санкции, вплоть до бойкота.
Лит.: Занятость, безработица, служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.