ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
речевое взаимодействие людей, в процессе которой педагог создает для участников ситуации обдумывания, осознания ими нравственных норм, определенной общественной морали как группы ценностей.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
это определенный уровень вербального общения, при котором выявляются нравственные нормы, обычаи, привычки, характерные для представителей конкретных социально-национально-профессиональных групп.
В ходе Э.б. люди обмениваются информацией, высказывают свои суждения о тех или иных жизненных явлениях, ценностях, проблемах и стремятся, высказав свою точку зрения на них, передать ее собеседнику, убедить его в ее истинности, закрепить ее в сознании партнера по общению. Как раз в ходе беседы и проявляются те этические позиции собеседников, которые выражают уровень их нравственности как представителя определенной группы людей.
В ходе Э.б. партнеры используют различные речевые формы построения, формулы. При этом они используют слова, относящиеся к литературному, научному, публицистическому, обыденному набору. Нередко теперь в речевой оборот включаются слова жаргонного, сленгового характера, нецензурные выражения.
В нашей стране, к сожалению, нет правовых норм, запрещающих или ограничивающих использование этих речевых «нововведений». Вот почему столь важным следует считать не только речевую подготовку гражданина, специалиста, работника, но и делатьздоровый этический выбор из того словарного набора и речевых конструкций, которые становятся средством его общения.
Э.б. – это не разговор на темы об этике, о вопросах нравственности. Это тот стиль речевого общения, в котором выдерживается честь и достоинство каждого партнера, делается выбор темы разговора, доступной и интересной обоим участникам диалога. При этом исключается навязывание как темы, так и характера беседы.
Нравственные или, иначе, морально-этические правила включения в беседу и ее проведение обусловлены целью данной беседы. Это может быть и потребность в расширении зоны своей информированности по вопросам, имеющим прямое или опосредствованное отношение к профессиональной деятельности одного или всех ее участников. Это может быть и интерес к вопросам общекультурной эрудиции, к личной судьбе беседующих. Это может быть и средство их формального времяпрепровождения. Как бы то ни было, но этический стиль следует мысленно упреждать, не допуская каких бы то ни было отклонений от взаимной уважительности ко всем позициям, относящимся к ней.
Возникает вопрос: следует ли знать те вероятностные нарушения здорового этического стиля беседы, которую предстоит вести с известным или неизвестным партнером. Было бы наивно утверждать, что такого знания быть не должно. Оно возникает стихийно в процессе постоянного речевого общения молодых людей либо в своем кругу, либо со взрослыми, либо с теми, кто подвержен сленговым и другим отклонениям. Другое дело, крайне необходимо в процессе подготовки будущего рабочего, техника и другого специалиста вырабатывать альтернативно-здоровую установку на этические нормы, правила и принципы их беседы в условиях нормальных деловых, обыденных отношений.
В ходе Э.б. дают о себе знать, как минимум, три этические магистрали:
1) накопленный опыт проявления достаточной меры нравственности каждого из партнеров делает ее интересной, полезной, обогащает личностный потенциал;
2) беседа сообщает ее участникам необходимые этические нормы, правила, воспитывает их нравственную культуру, а через нее – весь набор культурных ориентаций;
3) происходит разрушение стратно-этических границ между партнерами как представителями определенных социальных, профессиональных, национально-региональных общностей, половозрастных групп.
Э.б. – это по существу своеобразное зеркальное отражение социального и социокультурного опыта, накопленного в нашем Отечестве и являющееся тем необходимым ресурсом, который позволит молодым специалистам включаться в динамичные процессы обновления, реформирования образа жизни и общественных отношений в российском обществе.
Лит.: Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия. – Ярославль, 1992; Томко Т.В. Созидательные возможности диалога как проблема философии
культуры // Культура – традиции – образование: Ежегодник. – М., 1990; Бондаревская Е.В. Воспитание как возделывание человека культуры и нравственности. – Ростов-на- Дону, 1991.
Л.А. Волович
В ходе Э.б. люди обмениваются информацией, высказывают свои суждения о тех или иных жизненных явлениях, ценностях, проблемах и стремятся, высказав свою точку зрения на них, передать ее собеседнику, убедить его в ее истинности, закрепить ее в сознании партнера по общению. Как раз в ходе беседы и проявляются те этические позиции собеседников, которые выражают уровень их нравственности как представителя определенной группы людей.
В ходе Э.б. партнеры используют различные речевые формы построения, формулы. При этом они используют слова, относящиеся к литературному, научному, публицистическому, обыденному набору. Нередко теперь в речевой оборот включаются слова жаргонного, сленгового характера, нецензурные выражения.
В нашей стране, к сожалению, нет правовых норм, запрещающих или ограничивающих использование этих речевых «нововведений». Вот почему столь важным следует считать не только речевую подготовку гражданина, специалиста, работника, но и делатьздоровый этический выбор из того словарного набора и речевых конструкций, которые становятся средством его общения.
Э.б. – это не разговор на темы об этике, о вопросах нравственности. Это тот стиль речевого общения, в котором выдерживается честь и достоинство каждого партнера, делается выбор темы разговора, доступной и интересной обоим участникам диалога. При этом исключается навязывание как темы, так и характера беседы.
Нравственные или, иначе, морально-этические правила включения в беседу и ее проведение обусловлены целью данной беседы. Это может быть и потребность в расширении зоны своей информированности по вопросам, имеющим прямое или опосредствованное отношение к профессиональной деятельности одного или всех ее участников. Это может быть и интерес к вопросам общекультурной эрудиции, к личной судьбе беседующих. Это может быть и средство их формального времяпрепровождения. Как бы то ни было, но этический стиль следует мысленно упреждать, не допуская каких бы то ни было отклонений от взаимной уважительности ко всем позициям, относящимся к ней.
Возникает вопрос: следует ли знать те вероятностные нарушения здорового этического стиля беседы, которую предстоит вести с известным или неизвестным партнером. Было бы наивно утверждать, что такого знания быть не должно. Оно возникает стихийно в процессе постоянного речевого общения молодых людей либо в своем кругу, либо со взрослыми, либо с теми, кто подвержен сленговым и другим отклонениям. Другое дело, крайне необходимо в процессе подготовки будущего рабочего, техника и другого специалиста вырабатывать альтернативно-здоровую установку на этические нормы, правила и принципы их беседы в условиях нормальных деловых, обыденных отношений.
В ходе Э.б. дают о себе знать, как минимум, три этические магистрали:
1) накопленный опыт проявления достаточной меры нравственности каждого из партнеров делает ее интересной, полезной, обогащает личностный потенциал;
2) беседа сообщает ее участникам необходимые этические нормы, правила, воспитывает их нравственную культуру, а через нее – весь набор культурных ориентаций;
3) происходит разрушение стратно-этических границ между партнерами как представителями определенных социальных, профессиональных, национально-региональных общностей, половозрастных групп.
Э.б. – это по существу своеобразное зеркальное отражение социального и социокультурного опыта, накопленного в нашем Отечестве и являющееся тем необходимым ресурсом, который позволит молодым специалистам включаться в динамичные процессы обновления, реформирования образа жизни и общественных отношений в российском обществе.
Лит.: Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия. – Ярославль, 1992; Томко Т.В. Созидательные возможности диалога как проблема философии
культуры // Культура – традиции – образование: Ежегодник. – М., 1990; Бондаревская Е.В. Воспитание как возделывание человека культуры и нравственности. – Ростов-на- Дону, 1991.
Л.А. Волович
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.