Двух-трехлетний ребенок начинает осознавать себя личностью и получать от этого удовольствие. Так же как он развил в себе способность рисовать красками и карандашами, он начинает развивать собственные идеи. Один из способов проявления этого – отрицательный ответ на многие обращения к нему. Родители склонны усматривать в этом проявление непослушания или протеста против их авторитета. Для ребенка же обычно это означает экспериментирование со своими возможностями принимать собственные решения, а не выполнять всегда то, что от него требуют взрослые. Это – важный этап в формировании его независимости.
Однако поначалу ребенок проводит эти эксперименты крайне неуклюже. Он говорит «нет», даже когда совсем не имеет этого в виду. От родителей в таких ситуациях требуются умение и терпение, чтобы избежать конфликтов. Нельзя делать уступки в тех случаях, когда выполнение предложений со стороны родителей необходимо. Но чтобы дать ребенку возможность проявить свою независимость, можно предложить ему на выбор один из вариантов, когда это возможно. Например: «Ты хочешь завтра пойти пешком или поехать на велосипеде, когда мы пойдем в магазин?»
Этап отрицания обычно заканчивается, когда малышу исполняется четыре года, хотя длительность его, конечно же, зависит от индивидуального развития ребенка.