ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ

Найдено 1 определение
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ
одна из разновидностей эстетического воспитания как целостности, как системы. Какой бы трудовой деятельностью ни занимался человек
– профессиональной или непрофессиональной, – в ней реализуется тот потенциал эстетического опыта, который с детства закладывался в него. Более того, именно трудовая деятельность становится приоритетной в выборе эстетических ценностей, средств, приемов, механизмов, критериев, которые сообщают самому эстетическому воспитанию динамичный, организованный, заинтересованный характер.
В оценке признаков эффективности Э.в. в т. всех людей, в особенности молодых, в качестве доминантных выступают такие понятия, как красота и величие, изящество и элегантность. В центре внимания при этом – сам человек со всем богатством его эстетических возможностей, запросов, творческих устремлений.
Ведя речь об Э.в. в т., следует выделить четыре базовые смысловые позиции. Позиция первая – красота и величие труда, трудовой деятельности. Здесь чрезвычайно важно учитывать адекватный выбор профессии, уровень мастерства, профессионализма, установку на творческий поиск, в конечном счете, рождающие творческую профессиональную интуицию специалиста, рабочего человека.
Позиция вторая – красота продукта трудовой деятельности. В этом случае в качестве ведущей ценности становится соответствие изготовленному продукту сырьевого материала, а также те функциональные его признаки, которые оптимально вытекают из такого соответствия. Это может быть и функционально однородный продукт, и целевой комплект, и даже конгломерат. Как бы то ни было, он вписывается в некую потребляемую единицу и несет на себе такие эстетические качества, которые рождают потребляемость и надолго закрепляют ее.
Позиция третья – обстановка, в которой происходит трудовая деятельность. Это цех, офис, строительная площадка и т.д. и т.п. Здесь речь идет о материально-технической оснастке, расположении трудовых средств и компонентов производства, об аудиовизуальной атмосфере, обеспечивающей красоту труда.
Позиция четвертая – зрелое, компетентное, конструктивное общественное мнение о людях труда, результатах их деятельности, ее атмосфере, достойно возвеличивающее как саму идею красоты труда, так и потребность в ней, а также ее адресную прописку. Такое мнение может складываться и в родном коллективе, и за его пределами, и через средства массовой информации. Как бы то ни было, и в самом общественном мнении существует, не может не существовать эстетическая компонента.Совершенно очевидно, что Э.в. в т. есть целенаправленный процесс, интегрирующий все четыре названные позиции. Каждый раз возникает при этом своя доминанта, но все другие позиции дают о себе знать, передавая приоритетную роль и ведущую функцию соседней. Динамичность процесса Э.в. в т. заявляет о себе достаточно убедительно.
Собственно говоря, эта динамика и определяет эффективность этого процесса, но на уровне подготовки молодого рабочего, специалиста другого уровня в любом профессиональном учебном заведении. Здесь равным образом срабатывают все четыре позиции.
Потенциально закладывается достаточно строгая двухрядная логика Э.в. в т.: от человека труда – к потребителю его результатов и от потребителя продукта технического творчества – к его создателю. И чем более наполненным эстетическими ценностями, традициями, механизмами оказывается каждое из звеньев этой логики, тем убедительнее реализация самой идеи эстетического воспитания будущего молодого специалиста в труде.
Лит.: Зарецкая И.И., Филатова Н.А. Тематический вечер как средство воспитания эстетического отношения к труду у учащихся ПТУ: Методические рекомендации. – М., 1981.
Л.А. Волович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.