Эстетическая культура личности
Эстетическая культура личности
(от нем. Asthetik < греч. aisthetikos — относящийся к чувственному восприятию) (от нем. Kultur, от франц. culture < лат. cultura) — 1) совокупность способности и потребности человека эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства; 2) единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения; 2) важнейшая составляющая духовного облика личности, определяющая интеллигентность, особую одухотворенность отношения к миру и людям, творческую направленность устремлений. Внутренним механизмом Э.к.л. является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через восприятие, переживание, оценку, идеал, взгляды, суждения. Э.к.л. присущи следующие функции: информационно-познавательная, реализуемая в знаниях; ценностноориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; деятельно-волевая, реа-лизуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры личности; коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. Доминантой Э.к.л. является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватно оценивать художественные достоинства произведений. Становление и развитие Э.к.л. — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных, социально-психологических, педагогических и других факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания осуществимо приближение к высокой степени сформированности всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.