ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА И ТЕКСТА

Найдено 1 определение
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА И ТЕКСТА
1) способность слова и текста стимулировать эстетический эффект, пробуждать творческое воображение адресата, его представление о красоте, выразительности и силе словесного искусства; 2) предназначенность художественного слова и текста вызывать эстетическое чувство, ответную лирическую эмоцию читателя благодаря художественно-образной речевой конкретизации (термин М.Н. Кожиной).
1. Эстетическая функция, реализующая стремление человека к эстетическим эмоциям, связана с гармонизацией речевого общения, с потребностью человека к достижению истины, добра и красоты. Условием выполнения словом и текстом эстетической функции является творческое начало, привнесённое языковой личностью, «стоящей» за текстом (выражение Ю.Н. Караулова), лирические эмоции автора, которые передаются адресату. С точки зрения В.П. Григорьева, эстетическая функция характерна не только для произведений искусства, но и для других текстов, в которых наблюдается проявление творческого начала и экспрессии. Художественное слово выступает в этой концепции в качестве экспрессемы [Григорьев 1979: 177].
2. Эстетическую функцию рассматривают как самую яркую примету текстов художестве нно-беллетристического стиля и соотносят её с образностью. В стилистике художественной литературы известны разные концепции, связанные с интерпретацией образности и эстетической функции слова и текста.
В 30-е гг. A.M. Пешковским была сформулирована оригинальная семантическая теория «общей образности». Полемическая идея образности каждого слова, участвующего в формировании эстетической функции художественного текста, получила большой резонанс и оживленно дискутировалась в течение ряда лет. С критикой концепции «общей образности» A.M. Пешковского и признанием того, что в тексте имеются и «упаковочные средства» (термин Л.В. Щербы), выступил В.П. Григорьев (1979), по мнению которого отношения между «образным» и «упаковочным» материалом подвижны в разных контекстах. Вне текста, по мысли автора, слова имеют разную степень экспрессивности (это означает фактически признание разной потенциальной готовности слов выполнять эстетическую функцию). Действительно, выразительный потенциал тропов и нейтральных общеупотребительных слов различен, вместе с тем очевидно, что все они могут создавать эстетический эффект (ср. стих.
A. С. Пушкина «Я вас любил», которое обладает большой эстетической силой, несмотря на практическое отсутствие ярких изобразительно-выразительных средств).
В работах Г.О. Винокура эстетическая функция в искусстве соотносится с формой, с особым планом выражения: «Эта-то установка на выражение и определяет язык как материал поэзии» [Винокур 1990: 13]. Г.О. Винокуром была представлена концепция внутренней формы, опирающаяся на особенности поэтического языка, раскрывающая суть эстетической функции литературного произведения. Данная концепция сводится к тому, что «более широкое или «более далёкое» содержание не имеет своей собственной раздельной звуковой формы, а пользуется вместо неё формой другого, буквально понимаемого содержания. Таким образом, формой здесь служит содержание» [Винокур 1990: 142]. Применительно к слову это выражается в том, что «действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле» [Винокур 1990: 142]. Эстетическая функция слова и текста, т.о., фактически интерпретируются автором как их смысловая многоплановость, способность рождать образные смыслы в сознании читателей.
С концепцией Г.О. Винокура связана теория Б.А. Ларина о «комбинаторных приращениях смысла», семантической осложнённое™ лирики, её «смысловой многорядности» [Ларин, 1974]. Благодаря этой особенности, по мнению исследователя, и появляется эстетическая функция у слова и поэтического текста.
Особенно большой вклад в изучение эстетической функции слова и текста внёс
B. В. Виноградов. В работах 20-30-х гг. им намечаются пути анализа «эстетического оформления языкового материала» [Виноградов 1980: 3], обосновывается целостное и замкнутое изучение текста как «своеобразной структуры словесных форм в их эстетической организованности» [Виноградов 1980: 92].
В изучении эстетических функций языковых средств в художественном произведении важная роль принадлежит работам М.Н. Кожиной (1966; 2002), которая ввела понятие «художественно-образная речевая конкретизация», отражающее главную особенность художественной речи и раскрывающее механизм рождения образа (См. Язык художественной литературы). М.Н. Кожина определяет эстетическую функцию как наилучшим образом организованную по законам искусства коммуникативную функцию, подчёркивая, что эстетическая функция не может существовать в отрыве от коммуникативной. Отметим, что данная точка зрения разделяется многими исследователями (на это указывали Г.О. Винокур, В.В. Виноградов и др.).
Эстетическую функцию часто сближают с поэтической и стилистической. Т.В. Матвеева определяет поэтическую функцию как направленную «на удовлетворение эстетических чувств коммуникантов» [Матвеева 2003: 384]. Эстетическая функция свойственна языковым средствам, включая слова; текстам и языку. Что же касается стилистической функции, она характерна только для языковых средств, проявляется в узких контекстах и связана с эстетической функцией как частное и общее. Такая точка зрения впервые была обоснована З.И. Хованской (1975).
В рамках коммуникативной стилистики художественного текста [Болотнова 1992; 2006; 2009; Болотнова, Бабенко, Васильева и др. 2001] системная сущность эстетического значения слова и его эстетические функции исследуются с точки зрения теории регулятивности, текстовых ассоциаций (на их основе осуществляется творческий диалог автора и читателя) и смыслового развёртывания текста. Способность художественного слова и текста в целом вызывать прагматический эффект и эстетические эмоции рассматривается, т.о., во-первых, с учётом имеющейся в тексте системы регулятивных средств и структур, управляющих познавательной деятельностью адресата; во-вторых, на основе изучения ассоциативных связей слов, системы текстовых парадигм, текстовых ассоциативно-смысловых полей; в-третьих, с учётом общего смыслового развёртывания текста на основе анализа его регулятивной стратегии и поиска ключей к его различным кодам.
Лит.: Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992; Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001; Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М., 2008; Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009; Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990; Виноградов В.В. Избр. тр.: О языке художественной прозы. М., 1980; Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959; Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. М., 1979; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966; Кожина М.Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории. Избр. тр. Пермь, 2002; Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Избр. ст. М., 1974; Новикова Л.А. Значение эстетического знака // ФН. 1999. № 5; Хованская З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов, 1975.
Н.С. Болотнова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.