ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
исследовательская деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса [26, c. 383].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
(ПОЛЕВОЙ) – метод научного исследования, при котором объект находится в естественных условиях и не знает о том, что подвергается изучению.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
метод психолого- педагогического исследования; эксперимент. Включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Естественный эксперимент
эксперимент, проводящийся в естественных реальных условиях, когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и не знают о том, что находится под педагогическим наблюдениям.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Естественный эксперимент
промежуточный между наблюдением и лабораторным экспериментом метод исследования, при котором исследователь может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Эксперимент естественный
(лат. – experiment – проба, опыт) – метод психолого-педагогического исследования, осуществляемый в естественных условиях деятельности человека; эксперимент, включающий испытуемого незаметно в игровую, трудовую или учебную деятельность.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
эксперимент, цель которого проверить влияние какого-либо фактора на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях. Работу с учениками ведет либо классный воспитатель, либо знакомый им преподаватель. См. ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
эксперимент, цель которого проверить влияние какого-либо фактора на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях; включается незаметно для испытуемого в его трудовую или учебную деятельность. Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленение отдельных элементов в деятельности испытуемого.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Естественный эксперимент
это эксперимент, проводящийся в естественных реальных условиях (не в лабораторных), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и не знают о том, что находятся под педагогическим наблюдением. Такой эксперимент позволяет получать наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой. Он доступен учителю - практику. В педагогике он занимает ведущее место. На его основе разработана технология опытно-экспериментальной работы, обобщение передового педагогического опыта, ретроспективный анализ педагогического опыта и особый вид эксперимента – внедренческий.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Метод психолого-педагогического исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Соединяет положительные черты метода наблюдения и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Нередко дополняется беседой. Разновидность Е. э. – экспериментальное обучение, при котором изучение учащегося либо проверка методических рекомендаций ведется непосредственно в процессе обучения. Е. э. как особый вид психологического эксперимента был разработан известным российским психологом А. Ф. Лазурским (1874–1917) и описан в его кн. «Естественный эксперимент и его школьное применение» (1918). Значительный вклад в разработку Е. э. внес В. А. Артемов («Естественный эксперимент», 1927). См. обучающий эксперимент.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Естественный эксперимент
метод психолого-педагогического исследования, эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Разработан в 1910 году К.Ф. Мазурским. Соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций. Нередко дополняется беседой. Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого и количественной обработки данных. Разновидность естественного эксперимента – экспериментальное обучение, при котором изучение школьника ведётся непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
метод психол.-пед. исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или уч. деятельность.
Впервые об опыте использования Е. э. сделал доклад А. Ф. Лазурский на 1-м съезде по эксперим. педагогике (1910). В последующие годы интенсивная разработка этого метода велась под руководством Лазурского, а также М. Я. Басовым и В. А. Артемовым. Е. э. соединяет положит. черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он доступен и несложен для проведения. Позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций, возникающих в искусств, лабораторных условиях. Нередко дополняется беседой. Протоколирование результатов осуществляется лишь по завершении отд. этапов исследования.
Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым эксперим. задачи, а также вычленения отд. элементов в целостной деятельности испытуемого. Результаты Е. э. обрабатываются путем качеств, анализа полученных данных; точный количеств, анализ к результатам Е. э. практически неприменим. Разновидность Е. э. — эксперим. обучение, при к-ром изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психич. особенностей, подлежащих изучению (см. также Эксперимент).
Лит.: Естеств. эксперимент и его шк. применение, под ред. А. Ф. Лазурского, П., 1918.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия