Естественное воспитание

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
педагогическая концепция, определяющая целью воспитания содействие естественному развитию ребенка, понятие введено Ж.Ж. Руссо.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Воспитание естественное
направление в теории и практике воспитания, определяющее главную цель воспитания максимально содействовать реализации заложенных в ребенке различных способностей, создающее для этого наиболее благоприятные условия для приобретения самостоятельности и самоопределения при почти незаметной роли воспитателя и без использования каких-либо мер отрицательного принуждения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Естественное воспитание
ст.-слав. – есть, сущий) – педагогическое учение, как система воззрений, видящих главную цель и назначение воспитания, образования и обучения в естественном развитии ребенка, в следовании его природным возможностям. Впервые подобные идеи сформулировал Ж.Ж. Руссо. Он считал, что воспитание должно совпадать с естественным ходом развития ребенка. Он также считал ошибкой предъявлять детям требования, как ко взрослым и уже сложившимся гражданам. Воспитание должно помогать природе человека. Эти идеи переросли в теорию «свободного воспитания» и создание «школ саморазвития». Особенно популярным это учение стало в периоды кризиса образования, в переходные периоды – в 20-е годы, в 90-годы ХХ столетия. На идеях естественного воспитания разрабатываются все новые и новые образовательные технологии.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Естественное воспитание
педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребёнка. Понятие «Естественное воспитание» введено Ж.Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» и «Эмиль или О воспитании». Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека. По его мнению, в ребёнке изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые часто подавляются авторитарным воспитанием. В естественном воспитании задачи воспитания состоят в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наилучшие условия. Ребёнок должен приобретать знания и нравственные представления самостоятельно в непосредственном общении с природой. От воспитателя требуется осуществлять педагогическое руководство незаметно для ребёнка, в непринуждённой форме. При этом необходимо предупреждать ребёнка о возможных ошибках. Естественное воспитание было направлено против авторитарного воспитания, но иногда переоценивало опыт ребёнка и принимало крайние формы (например, отрицалась необходимость медицинской помощи). В 19–20 вв. идеи данного воспитания легли в основу теории свободного воспитания.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
пед. концепция, определяющая целью воспитания содействие естеств. развитию ребенка. Понятие Е. в. введено и раскрыто Ж. Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руооо критиковал подход к ребенку как к маленькому человеку, отличающемуся от взрослого лишь недостатком опыта. Одним из первых Руссо рассматривал детство как самоценный, качественно своеобразный этап развития человека. В ребенке, по его мнению, изначально заложены очень благоприятные тенденции саморазвития, к-рые в большинстве случаев подавляются и извращаются авторитарным воспитанием. Задача воспитателя состоит в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребенке возможностей, создавая для этого наиб. благоприятные условия, предварять умств. воспитание развитием физич. сил и эмоциональной сферы, обеспечив ребенку возможность свободно двигаться, играть и т. п. Так как интересы ребенка в первую очередь направлены на окружающий его мир, следует ориентировать его, прежде всего, на знания о природе, ничего не навязывая. Важнейшей чертой Е. в. является забота о развитии дет. самодеятельности: все свои знания и нравств. представления ребенок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя, не использующего при этом никаких мер принуждения. Задача воспитателя заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребенка от возможных заблуждений.
Для Е. в. приемлема только «дисциплина естеств. последствий», исходящая из непреложных законов природы. Теория Е. в. переоценивала опыт ребенка, идеализировала его «природу», иногда доходя до крайностей (напр., отрицала необходимость врачебной помощи ребенку). Е. в. было направлено против авторитаризма и принудительности. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. идея Е. в. вновь стала популярной, послужив основой пед. течений, связанных с теорией свободного воспитания.
Лит- см. при статьях Руссо Ж. Ж., Свободное воспитание. А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
287.15 кб

Герберт опенсер: воспитание методом естественных последствий

Астафьева Елена Николаевна
Статья посвящена рассмотрению взглядов английского мыслителя Герберта Спенсера, который расширил и привел в систему теорию Ж.-Ж. Руссо, касающуюся метода естественных последствий.
Читать PDF
163.47 кб

Идеи естественного права как гуманистический ориентир в правовом воспитании детей старшего дошкольно

Польщикова Людмила Александровна
Рассматривается естественное право как критерий справедливости в этике, законодательстве с античных времен и до современности.
Читать PDF
568.17 кб

Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошк

Почерней Ирина Николаевна, Шевчук Ольга Ивановна
Статья посвящена проблеме организации естественно-научного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовате

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

    последовательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций. Разрабатывался Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.