ЭРИСТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭРИСТИКА
(гр. έριστική (τέχνη), от έρίζω – искусство спора) – борьба в споре нечестными средствами (определение Аристотеля). Эристические умозаключения родственны софизмам и представляют собой аргументацию, приводимую лишь в целях убеждения и победы в споре – все равно, прав ли спорящий по существу или нет. Э. призвана анализировать и систематизировать различные приемы защиты собственных утверждений и опровержения чужих, которые применяются в препирательствах, имеющих своей целью не защиту или опровержение объективной истины (могущей оставаться скрытой), а лишь убеждение других в своей правоте. Это «искусство духовного фехтования» с целью оставаться правым в споре (Шопенгауэр) (Границы науки. – М.: ИФ РАН, 2000; Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: ЧеРо, 1997; Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. – К: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.; Ситуаційна методика навчання: український досвід / упоряд.: О. Сидоренко, В.Чуб. – К.: Центр інновацій та розвитку, 2001. – 256 с.). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭРИСТИКА
(от греч. έριστικά — ‘искусство спора’) — 1. Наука о ведении Спора (см.). 2. Искусство спора, предполагающее утверждение своей точки зрения любыми способами, включая Софизмы (см.) и Уловки (см.). Э. противостоит диалектике как поиску истины в споре.
Первое руководство по Э. написал Протагор. Один из самых известных трактатов, по-свящённых Э., — труд немецкого философа Артура Шопенгауэра «Эристика или искусство побеждать в спорах» (1864), в котором описывались различные эристические уловки (подмена тезиса, переход на личности и т.д.). Этот труд критиковался в русских риториках, для которых соблюдение этики речи было обязательно в любом диалоге. Достоинство же трактата в том, что в нём описаны приёмы противостояния некорректным уловкам в споре.
Эристические уловки (см. Речевые уловки) основаны на фальсификации (подмене источника информации), диффамации (распространении компрометирующих, порочащих ко-го-л. слухов), введении в заблуждение (неверном освещении событий), нарушении этических правил речевого общения. Они используются практически во всех сферах функционирования языка. Напр., в научной литературе это т. наз. библиографическая фальсификация, когда используют часть литературы вопроса, чтобы не цитировать работы тех людей, которые доказывают обратное; в рекламе это хула действий конкурентов, их товаров и услуг; в масс-медиа — нарушение тайны переписки, сообщение слухов и сплетен, нарушение авторского права; в учебной речи — самовозвышение преподавателя; в информационных технологиях — создание и распространение компьютерных вирусов [Рождественский 1997: 261-265]. Многие эристические уловки наказываются привлечением к судебной и административной ответственности.
Э. изучается в разных аспектах: историко-риторическом (приёмы ведения спора, полемики), философско-культурологическом (особенности активно-критического восприятия действительности в определённых общественно-значимых коммуникативных практиках), дискурсивно-прагматическом (различные виды речевого воздействия, характеризующиеся конфронтацией) [Тамразова 2009].
Лит.: Блажевич Н.В., Селиванов Ф.А. Эристика: курс лекций. Тюмень, 1999; КРРЭСС. М., 2003; Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Логика и риторика. Хрестоматия / сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. Мн., 1997; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Тамразова И.Г. Функционально-прагматические характеристики эристического дискурса: КД. Пятигорск, 2009; Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия / сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. Мн., 1997.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.