ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
научные справочные издания, содержащие систематизированный свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Педагогические энциклопедии подразделяются по характеру содержания на общие и специальные; по структуре - на алфавитные и систематические. Педагогические словари делятся по задачам и способам описания терминов - на одноязычные терминологические (или толковые) и языковые (не менее двух языков); по структуре - на алфавитно-словарные (господствующий тип) и систематические, среди которых можно отметить тип страноведческих энциклопедий, особенно характерных для международных изданий (например, Всемирная педагогическая энциклопедия, Нью-Йорк и др., 1988). Педагогические энциклопедии, характеризующие состояние педагогики и образования своей страны, часто воспринимаются как национальные энциклопедии. Со 2-й половины 20 в. получили распространение международные педагогические энциклопедии, базирующиеся на данных международных организаций в области культуры и образования (ЮНЕСКО и др.). Некоторые педагогические издания являются отдельными тематическими томами универсальных энциклопедий. Большинство педагогических энциклопедий являются, как правило, коллективным трудом мн. авторов и редакторов, тогда как педагогические словари часто создаются отдельными авторами. Педагогические энциклопедии и словари сформировались как особый вид педагогической литературы в последней четверти 18 - 1-й четверти 19 вв., что было обусловлено количественным ростом педагогической литературы во мн. странах и необходимостью обобщения педагогического опыта в систематическом виде. Характерно, что толковые словари появились позже и создавались на базе энциклопедий. Основой мн. энциклопедий стали фундаментальные своды обзоров, постепенно превратившиеся в систематические энциклопедические издания: немецкие энциклопедии А. Витштока ("Энциклопедия по педагогике в кратком изложении", 1865); А. Фогеля ("Систематическая энциклопедия по педагогике", 1881); Г. Ноля и Л. Паллата ("Справочник по педагогике", т. 1-5, 1928- 1933); английская "Энциклопедия учителя по теории, методике, практике, истории и развитию педагогики, отечественной и зарубежной" (т. 1-7, 1911- 1912); три энциклопедии издательства Макмиллана по практике преподавания в школе, в школах младшей ступени и в школах старшей ступени (1933-39); итальянская "Учительская энциклопедия" Э. Бренна (т. 1-6, 4 изд., 1946); "Общая энциклопедия французского воспитания" (т. 1-4, 1952-54) и др. Наибольшее влияние на развитие энциклопедической литературы оказали Германия и Франция, позже Великобритания и США. В Германии капитальными трудами были педагогические энциклопедии под ред. К. Шмида ("Энциклопедия по всем вопросам воспитания и обучения", т. 1-10) и В. Рейна ("Энциклопедический словарь по педагогике" (т. 1-10, 2 изд., 1903-11); во Франции - под ред. Ф. Бюиссона ("Словарь по педагогике и начальному образованию", 1887-88); в США - под ред. П. Монро ("Энциклопедия по педагогике", т. 1-5, 1911-28) и Г.Н. Ривлина ("Энциклопедия современной педагогики", 2 изд., 1948). В 2-й половине 20 в. выпуск большого количества педагогических энциклопедий был характерен для Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Японии и США. Крупнейшей национальной педагогической энциклопедией 70-80-х гг. являлась 10-томная американская энциклопедия, изданная международной фирмой Макмиллана (1971). В 70-е гг. в странах Восточной Европы вышли различные педагогические энциклопедии: в Словакии - "Словацкая педагогическая энциклопедия" (т. 1-2, 1984), в Венгрии - "Педагогический словарь" - 4-томная энциклопедия по образованию (1976-78) и 11-язычный педагогический словарь (т. 1-5, 1982), в Польше - "Педагогический словарь" под ред. В.Оконя (1975, 1981, 1987). Педагогические энциклопедии издают международные издательские фирмы. Среди международных изданий выделяется 10-томная "Международная энциклопедия образования", изданная Пергамон-пресс в Оксфорде (1985), содержащая документированный обзор тенденций развития педагогической теории и практики в мире (св. 1400 статей). В 70-80-е гг. вышли международные энциклопедии по отдельным уровням образования, в т.ч. 10-томная "Международная энциклопедия по высшему образованию" (1977). Издаются также тематические педагогические энциклопедии и словари по отдельным вопросам педагогики, психологии и смежным дисциплинам. В России одним из первых попытку систематизации педагогических знаний предпринял начальник С.-Петербургского сухопутного корпуса Ф. Ангальт (1732-94), начертавший для кадетов нравоучительные афоризмы на русском, французском, немецком и латинском языках на стенах сада корпуса ("Говорящая стена", 1790) и внутри корпуса ("Зал отдыха", 1791). В 1829 издатель С. Глинка выпустил издание этих афоризмов под названием "Искусство учиться, прогуливаться, или Ручная энциклопедия для воспитания". П.Н. Енгалычев (1769-1829) попытался представить свод педагогических знаний в алфавитно-словарной форме в словарях, посвященных вопросам физического и нравственного воспитания (1824-28). В 1898-1910 родительский кружок Педагогического музея военно-учебных заведений издал серию брошюр "Энциклопедия семейного воспитания" (не закончена), составленную на основе докладов, сделанных на заседаниях кружка. Харьковское общество распространения грамотности в народе подготовило для "Народной энциклопедии научных и практических знаний" два тома - "Философия и педагогика" (т. 9, 1911) и "Народное образование в России" (т. 10, 1912). В 1912 усилиями деятелей культуры (Н.В. Чехов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, М.М. Рубинштейн и др.) была создана систематическая "Практическая школьная энциклопедия" (под ред. Н.В. Тулупова и П.М. Шестакова), направленная против школьной рутины и пропагандировавшая идеи трудовой школы. После 1917 была издана систематическая "Педагогическая энциклопедия" под ред. А.Г. Калашникова в 3 тт. (1927-29), отразившая педагогический опыт первых лет советской власти. В 1960 АПН РСФСР подготовила 2-томный "Педагогический словарь". В 1964-68 в издательстве "Советская энциклопедия" издана 4-томная "Педагогическая энциклопедия" (под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова). В 1993-99 вышла 2-томная "Российская педагогическая энциклопедия" под ред. В.В. Давыдова. Выходят также различные однотомные терминологические словари по самым различным вопросам педагогики и психологии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
науч. справочные издания, содержащие систематизиров. свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Осн. задачи: раскрытие в сжатом виде теории и практики педагогики в целом или отдельных ее дисциплин, описание систем и состояния образования в разных странах, разработка пед. терминологии. Издания по полноте охвата вопросов педагогики и образования делятся на общие и специальные; по задачам и способам описания терминов - на одноязычные терминологические (или толковые) и языковые (в к-рых представлено не менее двух языков); по структуре - на алфавитно-словарные (господствующий тип) и систематические, среди к-рых можно отметить тип страноведческих энциклопедий (или географических), особенно характерных для междунар. Э. и с. п. (Всемирная пед. энциклопедия, Нью-Йорк [и др.], 1988. См. в послестатейном списке лит-ры № 168 или Междунар. справочник образовательных систем, Чичестер-Нью-Йорк, 1983, № 164).
Пед. энциклопедии базируются, как правило, на нац. материале и характеризуют состояние педагогики и нар. образования преим. в своей стране, поэтому часто воспринимаются как национальные. Во 2-й пол. 20 в. началось активное издание междунар. энциклопедий, материал к-рых основывался как на нац. информации, так и на данных междунар. орг-ций (ЮНЕСКО, МБП, междунар. центров пед. исследований, в т. ч. сравнит, педагогики, и т. п.).
Нек-рые пед. энциклопедии представляют собой отд. тематич. тома многотомных универсальных энциклопедий систематич. построения.
Большинство пед. словарей создавалось отд. авторами, в то время как пед. энциклопедии, как правило, были результатом многолетнего труда коллектива педагогов, пед. обществ.и пед. ин-тов.
Пед. энциклопедии нередко отражали гл. обр. идейные позиции их редакторов, имена к-рых вошли в историю педагогики (В. Рейн, Ф. Бюиссон, П. Монро и др.). В их подготовке участвовали и участвуют известные изд-ва: «Тойбнер», «Бельц», «Хирт», «Гердер» (Германия), «Кекстон», «Макмиллан», «Питман» (Великобритания), «Мак-Гроу-Хилл» (США), «Формиджини», «Вилларди» (Италия) и др.
Пед. энциклопедии и словари сформировались как особый вид пед. лит-ры в поел. четв. 18 - 1-й четв. 19 вв., причем первоначально появились энциклопедии, толковые пед. словари стали разрабатываться позже, на основе энциклопедий.
В P о с с и и первая попытка создания энциклопедии пед. идей в целях нравственного и умственного воспитания принадлежит начальнику С.-Петерб. сухопутного кадетского корпуса Ф. Ангальту (1732—94). Первое его произв. «Говорящая стена» (1790 - № 1) состояло из нравоучительных афоризмов (на рус., франц., нем. и лат. языках), к-рые он начертал для кадетов на стенах сада корпуса; продолжением служила его работа «Зал отдыха» (1791) с аналогичными афоризмами на стенах внутри корпуса. Издатель С. Глинка выпустил в 1829 повторение издания этих афоризмов под заглавием «Иск-во учиться, прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания». Более серьезную попытку дать свод пед. идей впервые в алфавитно-сло-варной форме сделал П. Н. Енгалычев (1769—1829) на основе ист. примеров, цитат из произведений и т. п. В его словарях, посвященных вопросам физич. и нравств. воспитания (1824—28 - № 2), вопросы обучения остались почти незатронутыми. В 1898—1910 родительский кружок Пед. музея военно-уч. заведений начал издание серий брошюр на отд. темы «Энциклопедии семейного воспитания» (№ 3); эта серия, составленная на основе докладов, прочитанных в кружке педагогами, врачами и родителями, несмотря на серьезное освещение отд. вопросов дошк. воспитания, осталась весьма неоднородной по тематике и незаконченной. Харьковское об-во распространения в народе грамотности включило в «Нар. энциклопедию науч. и практич. знаний» 2 тома: т. 9 - «Философия и педагогика» (1911) и т. 10 - «Нар. образование в России» (1912); круг пед. проблем, рассмотренных в этих томах, был шире, чем в предыдущих изданиях, систематизация пед. знаний стала значительно совершеннее. В 1912 усилиями ряда деятелей культуры (Н. В. Чехов, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, M. M. Рубинштейн, Л. Б. Хавкина, E. M. Чар-нолуская и др.) была создана систематич. «Практич. шк. энциклопедия» (№ 5), направленная против шк. рутины, пропагандировавшая идеи трудовой школы.
После 1917 издана «Пед. энциклопедия» под ред. А. Г. Калашникова (систематическая, в 3 тт., 1927—29 - №6). В работе над ней приняли участие известные педагоги. Однако в ее издании сказались неразработанность мн. проблем педагогики в 20-х гг. и разнохарактерность пед. взглядов авторов. АПН РСФСР подготовила 2-томный «Пед. словарь» (1960 - № 7). В 1964—68 изд-во «Сов. энциклопедия» выпустила 4-томную «Пед. энциклопедию» (№ 8). «Рос. пед. энциклопедия» в 2 томах (№ 12) представляет собой свод обобщенной совр. информации в области теории и практики образования.
Количеств, рост пед. и уч.-пед. лит-ры во мн. странах к кон. 18 в., Значит. накопление общих теоретич. пед. сочинений (Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, франц. энциклопедисты и др.) обусловили необходимость обобщения накопившегося пед. опыта в наиб. удобной для обозрения форме - трудах энциклопедич. типа. Переходной ступенью к ним были фундаментальные своды обзоров и т. п., к-рые позднее эво-люционизировали в систематич. пед. энциклопедии [нем. энциклопедии А. Вит-штока, 1865 (№ 29), А. Фогеля, 1881 (№ 30), Г. Ноля и Л. Паллата, 1928—33 (№ 36); англ. «Учительская энциклопедия», 1911—12 (№ 8), три энциклопедии в изд. Макмиллана, 1933—39 (№ 10—12); итал. энциклопедия Э. Бренна (№ 72); Общая энциклопедия франц.воспитания, 1952- 54 (№ 107)].
Наиб. влияние на развитие энциклопедич. пед. лит-ры за рубежом оказали Германия и Франция, позже Великобритания и США. В Германии наиб. фундаментальными трудами были энциклопедии под ред. К. Шмида (№ 26) и В. Рейна (№ 32), где собран обширный фактич. материал по теории, практике и истории педагогики, много было сделано для разработки пед. терминологии. Во Франции Значит. роль в издании энциклопедий играла пед. энциклопедия под ред. Ф. Бюиссона, не утратившая своего значения по сей день (№ 104). Развитие англ. и амер. энциклопедий протекало начиная с 70-х гг. 19 в. в тесной взаимосвязи авторских кадров и изд-в, эта традиция сохранилась и в настоящее время.
В числе наиб. известных амер. пед. энциклопедий следует назвать труды под ред. П. Монро (№ 92) и Г. Н. Ривлина (№ 95).
2-я пол. 20 в. характеризуется выходом большого кол-ва Э. и с. п., словарей энциклопедич. типа (общепед. и Тематич.), что в Значит. степени свойственно для Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Японии, США. Так, в Германии фактически каждые 2 года (а в отд. периоды ежегодно) выходят словари, лексиконы, справочники (нередко с быстрым переизданием). Нем. издатель энциклопедий Г. Г. Гротхоф подготовил 6 крупных пед. словарей, в США пед. энциклопедич. издания выпускали К. В. Гуд, Е. У. Смит и др.
Крупнейшей нац. пед. энциклопедией 70—80-х гг. являлась 10-томная амер. энциклопедия, изданная междунар. фирмой Макмиллана (1971 - № 100). Энциклопедия задумана как источник исчерпывающей информации по истории, философии, теоретич. проблемам пед. исследования, по уровням образования, видам и типам уч. заведений США, а также др. стран (свыше 100), в ней помещено св. 1000 словарных статей. 10-й том - справочный аппарат к энциклопедии.
Вышедшая в 1983 в Штутгарте нем. 12-томная пед. энциклопедия (№ 58) явилась итогом развития нем. пед. науки за 20 лет, обзором новейших филос. и психол. концепций обучения и воспитания, а также смежных социальных наук. Каждый том ее посвящен определенной теме и имеет свой алфавит, каждая книга делится на две части: справочный материал и лексикон к нему. Каждой словарной статье предшествует резюме на трех языках. Последний том - справочный.
В 70-х гг. активизировались изд-ва пед. энциклопедич. лит-ры стран Вост. Европы по подготовке и выпуску Э. и с. п. В Словакии в 1984 вышла первая в истории страны Словацкая пед. энциклопедия (№ 119) - крупное комплексное издание, использовавшее издат. опыт европ. стран.
В Венгрии вышли 4-томная энциклопедия по образованию (1976—78 - № 20), Малая однотомная энциклопедия (1986 - № 21), 11-язычный пятитомный пед. словарь (1982 - № 160).
В Польше издан Пед. словарь под ред. В. Оконя (1975 - № 87), представляющий собой емкую информацию о важнейших пед. течениях, системах образования и выдающихся педагогах мира (имеет переиздания).
В ГДР появилась Пед. энциклопедия в 2 частях (1963 - № 41) и Пед. словарь (1987 -№42).
Развитие междунар. связей, координация и интеграция пед. исследований, а также необходимость договариваться о пед. понятиях, потребность понимать друг друга в устной и письменной форме, многозначность и разночтение пед. терминов, взаимопроникновение терминов в разл. пед. системы подготовили основу для создания междунар. пед. энциклопедий, справочников и словарей. Появились междунар. издат. фирмы, к-рые взяли на себя долю труда в создании пед. энциклопедий (Макмиллан, Пергамон), подобные издания выходят при поддержке междунар. орг-ций по образованию (ЮНЕСКО и др.).
В 1955 на 17-й сессии Ген. конференции ЮНЕСКО было принято решение о создании Всемирного многотомного справочного издания (Мирового обзора по образованию) - свода описательной и статистич. информации по системам образования стран всех континентов и регионов, членов ЮНЕСКО. Вышло 5 томов (1958—71 - № 161), в к-рых максимально полно представлены сведения о всех системах и уровнях образования (в развитии), анализ осн. тенденций эволюции пед. науки и пед. исследований на нац. и междунар. уровнях (объем каждого тома 1400—1500 стр.).
С 70-х гг. периодически выходили тер-минологич. словари по педагогике, разработанные МБП ЮНЕСКО в целях идентификации систематизации и обработки пед. документов.
Одним из первых таких словарей, изданных в Великобритании совм. с США, можно назвать словарь Г. Пейджа и Дж. Томаса (1977 - № 162), представляющий собой практич. руководство и справочник по междунар. терминологии педагогики (от дошкольного до после-докторанского уровня - понятий). Термины приведены на языке оригинала с пояснением на англ. яз.
Итогом работы большого авт. коллектива стала вышедшая в изд-ве «Перга-мон-пресс» 10-томная Междунар. энциклопедия образования (Оксфорд, 1985 - № 165; в 1994 опубл. ее 2-е изд.), содержащая хорошо документированный обзор тенденций развития пед. науки и практики, соц.-экон., культурных и др. аспектов образования, а также информацию о нац. системах образования. В подготовке издания участвовали ведущие специалисты в своих отраслях (св. 1400 статей; 160 из них дают характеристику образоват. систем). Возглавили редколлегию Т. Хюсен и профессор Гамбургского унта Т. Н. Постлетуэйт. На основе этого труда в 1988 вышла однотомная энциклопедия сравнит, педагогики и нац. систем образования с обновленными данными по 159 странам (№ 167).
В 70—80-х гг. изданы многотомные и однотомные междунар. энциклопедии по отд. уровням образования - 10-томная международная по высшему образованию (1977 - № 163), по всем уровням образования - составленные по региональному (Европа, Азия, Африка, Средний Восток), социально-экон. («главные» страны, «промежуточные» страны, «малые», или «младшие», страны), Тематич. (уч. процесс) и др. признакам. Все это свидетельствует о масштабе развития пед. науки на мировом уровне, о сформировавшемся опыте кооперативного издания энциклопедий, об острой потребности ученых и практиков иметь достоверные сведения о состоянии науки и образования в максимальном объеме.
Параллельно с энциклопедиями и словарями общепед. направления издаются спец., тематич. энциклопедии по вопросам пед. управления (№ 142), пед. технологии (№ 150), дидактики (исп. энциклопедия по прикладной дидактике, т. 1—3, 1973; № 64), техн. средствам обучения (№ 148—50), профориентации (№ 147), по смежным пед. дисциплинам - дефектологии, психологии (общей, детской, пед., возрастной, дет. психопатологии и психиатрии и т. д.).
Отечественные энциклопедии и словари педагогические
1. Ангальт Ф., Говорящая стена (Anhalt F., La muraille parlante, St. Petersb., 1790). Продолжение: «Зал отдыха» («La salle de recreation»), 1791; «Иск-во учиться, прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания», М.
2. E и г. а л ы ч с в П. Н., О физич. и нравств. воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков, СПБ, 1824; его же, Словарь физич. и нравственного воспитания, ч. 1—2, СПБ, 1827; его же, Словарь добродетелей и пороков с прибавлением нек-рых достопамятных происшествий, ч. 1—2, СПБ, 1828.
3. Энциклопедия семейного воспитания, под ред. П. Каптерева, в. 1—59, СПБ, 1898—1910.
4. Нар. энциклопедия науч. и практич. знаний, т. 9—10, Хар., 1910—12; т. 9 - Философия и педагогика, 1911; т. 10 - Нар. образование в России, 1910—1912.
5. Практич. школьная энциклопедия, под ред. Н. В. Тулупова и П. М. Шеста-кова, М., 1912.
6. Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
7. Пед. словарь, под ред. И. А. Каирова [и др.], т. 1—2, М., 1960.
8. Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.
9. Трудовое воспитание и политехн. обучение. Краткий словарь для учителя, под ред. M. H. Скаткина и В. А. Полякова, М., 1968.
10. Дефектологич. словарь, под ред. А. И. Дьячкова, M.
11. Краткий пед. словарь пропагандиста, под ред. М. И. Кондакова и А. С. Вишнякова, М.
12. Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
Зарубежные педагогические энциклопедии и словари
Общие педагогические энциклопедии и словари
Австрия
1. Lindner G. A., Encyklopadisches Handbuch der Erziehungskunde mit bezon-derer Berucksichtigung des Volks Schulwesens, W.-Lpz.; 1891" (Л и и ден e p Г. А., Энциклопедич. справочник по педагогике, преимущественно по нар. школам).
2. Enzyklopadisches Handbuch der Erziehungskunde, hrsg von J. Loos, Bd l—2, W.-Lpz., 1906—08 (Энциклопедич. справочник по педагогике).
3. J a l k o t z у A., Kleines А-В-С der Erziehung, W., 1952 (Я л к о ц и А., Краткая азбука воспитания); см. также раздел Германия.
Аргентина
4. Enciclopedia de la educacion moderna, ed. H. Rivlin у H. Schueler, v. 1—2, B. Aires, 1956 (Энциклопедия современного воспитания, пер. амер. изд.).
5. Luzuriaga L., Diccionario de pedagogia, B. Aires, 1960 (Л у с y-p и а г. а Л., Словарь по педагогике). Болгария
6. P у с с в Л., Педагогически речник,
София, 1936 (Русев. Л., Пед. словарь).
Великобритания
7. F 1 с t с h с r A. E., Sonnenscheins cyclopaedia of education, L., 1888; N. Y. (Ф л с т ч с p A. E., Пед. энциклопедия Зонненшейна). 8. The teachers encyclopaedia of the theo-ry, method, practice, history and develop-ment of education at home and abroad, ed. by A. P. Laurie, v. 1—7, L., 1911—12; v. l—4 (Энциклопедия учителя по теории, методике, практике, истории и развитию педагогики отечественной и зарубежной).
9. Watson F., Encyclopaedia and dictionary of education, v. l—4, L.- N. Y.-Toronto, 1921—22 (У о т с о и Ф., Энциклопедия и словарь по педагогике).
10. Macmillans teaching in practice school, ed. by E. J. S. Lay, v. 1—7, L., 1931—39 (Практика преподавания в школе, [в изд.] Макмиллана).
11. Macmillans teaching in practice for junior schools. An encyclopaedia of teaching, ed. by E. J. S. Lay, v. 1—8, L., 1938 (Практика преподавания в школах младшей ступени, [в изд.] Макмиллана).
12. Macmillans teaching in practice for seniors. An encyclopaedia of modern methods of teaching, ed. by E. J. S. Lay, v. l- 8, L., 1938 (Практика преподавания в школах ст. ступени, [в изд.] Макмиллана).
13. Barnard H. С. and Lauwe-г у s J. A., A handbook of British educa-tional terms, L., 1963 (Барнард X. K. и Лоуэрис Дж. А., Справочник британских пед. терминов).
14. Blonds encyclopaedia of education, ed. by E. Blishen, L., 1969 (Пед. энциклопедия).
15. R o w n t r с е D., A dictionary of education, L., 1981 (P а у и т р и Д., Пед. словарь).
16. A dictionary of education, ed. by P. J. Hills, L., 1982 (Пед. словарь).
17. Barrow R., Milburn G., A ctitical dictionary of educational concepts: an appraisal of sei. ideas. a. iss. in educational theory a. practice, Brighton (Sussex), 1986 (Барроу Р., Ми лбу рн Г., Критич. словарь пед. концепций: оценка теорий и проблем в пед. теории и практи-ке).
Венгрия
18. Ко r o sie s H., S z ab б L., Az elemi nepoktatas enciklopediaja, kot. l—3, Bdpst, 1911—15 (К е p е III и X., С а б о Л., Энциклопедия нач. обучения, т. 1- 3).
19. Magyar pedagogial lexikon, szerk. F. Kemeny, kot. 1—2, Bdpst, 1932—34 (Венгерский пед. словарь).
20. Pedagogial Lexikon, kot. l—4, Bdpst, 1976—78 (Пед. словарь). 21. Zsambeki L., Magyar muvelode-storteneti kislexikon, Bdpst, 1986 (Ш а м-б с к и Л., История нар. образования в Венгрии. Малая энциклопедия).
Германия
22. Reuter D., Padagogisches Realle-xicon, oder Repertorium fur Erziehungsund Unterrichtskunde und ihre Literatur, Nurnberg, 1811 (Рейтер Д., Пед. Энциклопедич. словарь, или Справочник по воспитанию и обучению).
23. Encyclopadisch-padagogisches Lexi-con, oder Vollstandiges alphabetisch geordnetes Hand- und Hilfsbuch der Padagogik und Didaktik, bearb. und hrsg. von J. G. E. Worle, Heilbronn, 1835 (Энциклопедич. пед. словарь, или Полный справочник и пособие по педагогике и дидактике).
24. Universal-Lexicon der Erziehungs- und Unterrichtslehre, hrsg. von M. C. Munch, Bd 1—3, Augsburg, 1841—42; ; 1859—603 (Универсальный энциклопе-дич. словарь по воспитанию и обучению).
25. Padagogische Real-Encyclopadie, oder Encyclopadisches Worterbuch des Erziehungs- und Unterrichtswesens und seiner Geschichte, red. K. G. Hergang, Bd l- 2, Grimma, 1840—47; 1851—522 (Пед. Энциклопедич. словарь, или Энциклопедич. словарь по воспитанию и обучению и их истории).
26. Encyclopadie des gesamten Erziehungsund Unterrichtswesens, Bd l—10, Gotha- Lpz., 1859—75; 1876—872 (Энциклопедия по всем вопросам воспитания и обучения).
27. Encyclopadie der Padagogik vom gegenwartigen Standpunkte der Wissenschaft, Bd l—2, Lpz., 1860 (Энциклопедия по педагогике с точки зрения совр. науки).
28. Real-encyclopadie des Erziehungs- und Unterrichtswesens nach katholischen Princi-pien, bearb. und hrsg. von H. Rolfus und A. Pfister, Bd 1—4, Mainz, 1863—66; Bd 1—4 und Erg. Bd, 1871—74; (Энциклопедии, словарь по воспитанию и обучению на основе католич. принципов).
29. W i 11 s t о с k A., Encyklopadie der Padagogik im Grundri?, Hdlb., 1865 (Витшток А., Энциклопедия по педагогике в кратком изложении).
30. V o g e l A., Systematische Encyklopadie der Padagogik, Eisenach, 1881 (Ф o-г с л А., Систематич. энциклопедия по педагогике).
31. Sander F., Lexikon der Padagogik. Handbuch fur Lehrer und Erzieher, Lpz., 1883; Breslau (3 а и д с р Ф., Энциклопедич. словарь по педагогике).
32. Encyklopadisches Handbuch der Padagogik, hrsg. von W. Rein, Bd l—7, Langen-salza, 1895—99; Bd 1—10, 1903-И2 (Энциклопедический словарь по педагоги-ке).
33. Lexikon der Padagogik, hrsg. von E. M. Roloff, Bd l—5, Freiburg im Breisgau, 1913—17; 192l2 (Энциклопедич. словарь по педагогике).
34. Handworterbuch des Volksschulwesens, hrsg. von E. Clausnitzer, L. Grimm, A. Sachse, R. Schubert, Lpz.-B., 1920 (Настольный словарь по нар. образованию).
35. Padagogische Lexikon in Verbindung mit der Gesellschaft fur evangelische Padagogik und unter Mitwirkung Zahlreicher, Fachmanner, hrsg. von H. Schwartz, Bd l- 4, Bielefeld-Lpz., 1928—31 (Пед. энци-клопедич. словарь).
36. Handbuch der Padagogik, hrsg. von H. Nohl und L. Pallat, Bd l—5, Namenverzeichnis und Sachverzeichnis zu Bd l—5, B.-Lpz.-Langensalza, 1928—33 (Справочник по педагогике).
37. Lexikon der Padagogik der Gegenwart, hrsg. J. Spieler, Bd l—2, Freiburg im Breisgau, 1930—32 (Энциклопедич. словарь по совр. педагогике).
38. Handworterbuch des deutschen Volksbildungswesens, hrsg. von H. Becker, G. A. Narciss, R. Mirbt, Lfg. l—2, Breslau, 1932 (Настольный словарь по нем. нар. образованию).
39. Hehlmann W., Padagogisches Worterbuch, Lpz., 1931 (X с л м а и В., Пед. словарь).
40. Kleine padagogische Encyklopadie, hrsg. von H. Frankiewicz, B., 1960 (Малая пед. энциклопедия).
41. Padagogische Enzyklopadie, hrsg. H. Frankiewicz [u. a.], Bd 1—2, B., 1963 (Пед. энциклопедия).
42. Padagogisches Worterbuch, hrsg. von H.-J. Laabs [u. а.], В., 1987 (Пед. словарь).
43. W e i g l F., H e r m a n n E., Padagogisches Fachworterbuch, Donauworth, 1952 (Вейгль Ф., Герман Э., Пед. словарь).
44. Lexikon der Padagogik, Bd l—4, Freiburg, 1952—55, Erg.-Bd, 1964 (Энциклопедич. словарь по педагогике).
45. Padagogisches Lexikon, hrsg. von H.-H. Groothoff, M. Stallman, Stuttgart, 1961 (Пед. Энциклопедич. словарь).
46. Das Gro?e Lexikon fur Eltern und Erzieher, hrsg. von V. Neubauer, A. Neubauer, Fr. / M.-Innsbruck, 1962 (Большой Энциклопедич. словарь для родителей и воспитателей).
47. H e h l m a n n W., Worterbuch der Padagogik, Stuttgart (X e л —м а и В., Пед. словарь).
48. Padagogik (A-Z), hrsg. von H.-H. Groothoff unter Mitw. von E. Reimers, Fr. / M.-Hamb., [1964], 1969, 1971 (Словарь-справочник по педагогике).
49. Handbuch padagogischer Grundbegriffe, hrsg. von J. Speck, G. Wehle, Bd 1—2, Munch., 1970 (Справочник основных пед. понятий).
50. Padagogisches Lexikon, hrsg. von V. Horney [u. a.], Bd 1—2, Gutersloh, 1970 (Энциклопедич. словарь по педагогике).
51. Neues padagogisches Lexikon, hrsg. von H.-H. Groothoff, M. Stallman, Stuttgart-B., 1971 (Новый Энциклопедич. словарь по педагогике).
52. Padagogik aktuelle. Lexikon padagogischer Schlagworte und Begriffe, hrsg. von G. Wehle, Bd 1—3, Munch., 1973 (Актуальная педагогика: Энциклопедич. пед. словарь ключевых слов и понятий).
53. Grundbegriffe der padagogischen Fachsprache. Begriffe zweisprachig deutsch-englisch, hrsg. H.-J. Ipfling unter Mitarb. P. Jung [u. a.], Munch., 1974 (Основные понятия пед. языка. Понятия на нем. и англ. яз.).
54. Handlexikon zur Erziehungswissenschaft, hrsg. von L. Roth, Munch., 1976 (Настольный Энциклопедич. словарь по теории воспитания).
55. Herder Lexikon: Padagogik, Freiburg - [u. а.] (Педагогика. Энциклопедич. словарь).
56. Handworterbuch der Erwachsenenbildung, I. Wirth, hrsg. unter Mitarb. H.-H. Groothoff, Paderborn, 1978 (Настольный словарь по образованию взрослых).
57. К о с k Р., О 11 H., Worterbuch fur Erziehung und Unterricht. 2300 Begriffe aus den Bereichen Padagogik, Didaktik, Psychologie fur Eltern u. Erzieher, Lehrer aller Schulalten, Donauworth (Кок П., Отт Г., Словарь по обучению и воспитанию. 2300 понятий из области педагогики, психологии).
58. Enzyklopadie Erziehungswissenschaft: Handbuch und Lexikon der Erziehung in 11 Bd und einem Reg., hrsg. von D. Lenzen unter Mitarbeit von A. Schrunder, Stuttgart, 1983 (Энциклопедия. Наука о воспитании).
№ 40—42 - издания, вышедшие в ГДР; № 43—58 - издания, вышедшие в ФРГ. Дания
59. Leksikon for opdragere Paedagogisk-psykologisk-social handbos, Bd l—2, Kbh., 1953 (Энциклопедич. словарь для воспитателя).
Израиль
60. Энциклопедия хинухит. Оцер и иедиот ал хахинук бам Израэл увумот бахамиша эрахим, M. M. Buber, т. 2, Иерусалим, 1959 (Пед. энциклопедия. Сб. сведений по вопросам педагогики у евреев и др. народов).
61. Educational encyclopedia. Thesaurus of Jewish and general education, ed. M. M. Buber, H. Y. Ormian [a. o.], v. l—4, Jerusalem, 1959—64 (Пед. энциклопедия. Тезаурус по образованию евреев и др. народов).
Испания
62. Enciclopedia manual de pedagogia у ciencias auxiliares, Barcelona, 1924 (Энциклопедич. справочник по педагогике и вспомогательным дисциплинам).
63. Diccionario de pedagogia, v. l—2, Barcelona, 1970 (Пед. словарь).
64. Enciclopedia de didactica aplicada, Dir. por A. Maillo, v. l—3, Barcelona, 1973 (Энциклопедия прикладной дидактики).
65. Diccionario de pedagogia Labor, v. l- 2, Barcelona (Словарь по педагоги-ке).
66. F e r n a n d e z R., Diccionariopeda-gogico, Caracas (Фернандес Р., Пед. словарь).
67. Diccionario de las ciencias de la educa-cion, v. l—2, Madrid, 1984 (Словарь по пед. наукам).
Италия
68. Martinazzoli A., Creda-r o L., Dizionario illustrato di pedagogia, v. 1—3, Mil., 1884—99; v. 1—3 (Мартинаццоли А., К p e-даро Л., Иллюстриров. словарь по педагогике).
69. Ferrero M., Piccolo dizionario di pedagogia didattica e storia della pedagogia, Mil.; (Ф e p p e p o M., Краткий словарь по педагогике, дидактике и истории педагогики).
70. Dizionario delle scienze pedagogiche, v. l—2, Mil., 1929 (Словарь пед. науки).
71. Pedagogia. [Enciclopedia delle enciclo-pedie], Roma, 1931 (Педагогика. Энциклопедия энциклопедий).
72. Brenna E., Enciclopedia dei mae-stri, Mil., v. 1—7; v. 1—6, Suppl., 1946" (Б p e и н а Е., Учительская энциклопедия).
73. С o p p o L., Piccolo dizionario di pedagogia, Mil., 1954 (K o n n o JL, Краткий словарь по педагогике).
74. P r e v i a t o P. L., Piccolo dizionario di scienze pedagogiche, Rovigo, 1954 (П p e в и а т о П. Л., Краткий словарь по пед. наукам).
75. L a m a n n a E. Р., G o r e 11 i M., Dizionario di pedagogia, psicologia, storia dell educazione, Firenze, 1959 (Л a-манна Э. П., Горетти М., Словарь по педагогике, психологии и истории образования).
76. G a 11 u с с i o A., Dizionario dei ter-mini filosofici e pedagogici, Napoli, 1964 (Галлуччо А., Словарь филос. и пед. терминов).
77. Z a n o b i n i L., V e t r i n i T., Dizionarico della publica istruzione. Legi-
slazione e pratica amministrativa sulla istru-zione secondaria, Mil. (С а и o-бини Л.,Ветрини Т., Словарь по гос. образованию. Законодательство и практика руководства средним образованием).
78. S t r a n i e r o G., Enciclopedia sto-rica della pedagogia, Mil., 1980 (Страньеро Г., Энциклопедия по истории педагогики).
Китай
79. Джунго цзяоюй цидянь, Шанхай, 1928, 1940 (Китайский пед. словарь).
80. Цзяоюй дацишу, Шанхай, 1931 (Большая энциклопедия по образованию).
81. Тан Ен-мэй и Чжень Си-Чу. Тan Jen-mei and Chen Hsi-chu. Dictionary of educa-tional and psychological terms, Saowu, 1945 (Словарь пед. и психол. терминов).
82. Чжунго да байкэ цюаньшу, т. 1—7, Пекин, 1985 (Большая кит. энциклопедия, т. 7 - Педагогика). Польша
83. Encyklopedja wychowawcza, pod red. J. T. Lubomirskiego, E. Stawiskiego, S. Przystanskiego, J. K. Plebanskiego, t. l—9, Warsz., 1881—1922 (Энциклопедия воспитания).
84. K i e r s k i F., Podr?czna encyklope-dja pedagogiczna, t. l—2, Lwow, 1923—25 (K e p с к и и Ф., Настольная пед. энциклопедия).
85. Encyklopedja wychowania, red. L. Lempicki, t. 1—3, Warsz., 1933—39 (Энциклопедия воспитания).
86. K r 6 l i n s k i K., Podre. czny lekzy-kon pedagogiczny, Poznan, 1933—35 (Крулиньский К., Настольная пед. энциклопедия).
87. O k о и W., Slownik pedagogiczny, Warsz., 1975, 1981, 1987 (О к о и В., Пед. словарь).
88. Maly slownik pedagogiki pracy, pod red. T. Nowackiego, Z. Wiatrowskiego, cz. l—4, Warsz., 1977 (Краткий словарь проф. педагогики).
Румыния
89. Dictionar de pedagogia contemporana, Buc., 1909 (Словарь совр. педагогики).
90. Dictionar de pedagogie, Buc., 1979 (Пед. словарь).
США
91. The cyclopedia of education. A dictio-nary of information for the use of teachers, school officers, parents and others, ed. by H. Kiddle and A. J. Sehern. N. Y.-L., 1877 (Энциклопедия по педагогике). 92. Cyclopedia of education, ed. by P. Monroe, v. 1—5, N. Y., 1911—13, 1925, 1926—28 (Энциклопедия по педагогике).
93. Encyclopedia of education research, ed. by W. S. Monroe, N. Y., 1941,,, by Ch. W. Harris, I9603 (Энциклопедия пед. исследований).
94. Encyclopedia of child guidance, ed. by R. B. Winn, N. Y., 1943 (Энциклопедия по руководству дет. воспитанием).
95. Encyclopedia of modern education, ed. H. N. Rivlin, assoc. ed. H. Schueler, N. Y., 1943 (Энциклопедия совр. педагогики).
96. D e w e у J., Dictionary of education, ed. by R. B. Winn, N. Y., 1959 (Дьюи Д ж., Пед. словарь).
97. Dictionary of education, prep.-under the auspices of Phi Delta Kappa, C. V. Good, N. Y., 1945, N. Y.-Toronto-L.; N. Y., 1973 (Пед. словарь).
98. Smith E. W. a. o., The educators encyclopedia, Englewood Cliffs (№. J.) - Prentice-Hall, 1961, 1966, 1967 (Смит E. У. и др., Энциклопедия педагога).
99. Encyclopedia of education, ed. by E. Blishen, N. Y., 1970 (Пед. энциклопедия).
100. The encyclopedia of education, red. Lee C. Deighton, ed. - in chief, v. l—10, N. Y., 1971 (Пед. энциклопедия). Франция
101. Morard T. V., Dictionnaire general usuel et classique deducation, din-struction et denseignement, ou PArt de sinstruire soi-meme et denseigner les autres, P., 1836 (M o p a p T. В., Общеупотребительный и уч.словарь по воспитанию и обучению, или Иск-во самообразования и обучения других).
102. Raymond D., Dictionnaire de leducation publique et privee, Petit - Montrouge, 1853 (P а и м о и Д., Словарь по гос. и частному образованию).
103. Dictionnaire universel deducation et denseignement, red. par E. M. Campag-ne, Bordeaux, 1869; 1873 (Универсальный словарь по воспитанию и обучению).
104. Dictionnaire de pedagogie et dinstru-ction primaire, publ. sous la dir. de F. Buis-son, pt. l (t. 1—2), pt. 2 (t. 1—2), t. 2 suppl, P., 1878—87; 2 tir., 1887—88 (Словарь по педагогике и нач. образованию).
105. Nouveau dictionnaire de pedagogie et rinstruction primaire, Sous la dir. de F. Buisson, P., 1911 (Новый словарь по педагогике и нач. образованию).
106. В о u g i e r С., Education et instru-ction, в кн.: Encyclopedie franc. aise, v. 15, P., 1939 (Б у ж e К., Воспитание и обучение, в кн.: Франц. энциклопедия, т. 15).
107. Encyclopedie generale de leducation francaise, t. l—4, P., 1952—54 (Общая энциклопедия франц. воспитания).
108. Encyclopedie pratique de leducation en France, P., 1960 (Практич. энциклопедия по воспитанию во Франции).
109. F o u l q u i e Р., Dictionnaire de la langue pedagogique, P., 1971 (Ф у л к с П., Словарь пед. языка).
110. Hotyat F., Delepine-Messe D., Dictionnaire encyclopedique de pedagogie moderne. A lusage des ense-ignants, des educateurs et des parents, P., Bruxelles, 1973 (Энциклопедич. словарь совр. педагогики).
111. Laeng M., Vocabulaire de pedagogie moderne, P., 1974 (Л а и г. М., Словарь совр. педагогики).
112. M i а 1 a r e t C., Vocabulaire de leducation: Education et sciences de leducation, P., 1979 (Миаларе Г., Пед. словарь: Педагогика и пед. науки). Чехословакия
113. Pech O., Pfiruoni slovnik pedagogi-cny: Pro akolskou a uoitelskou praxi, Praha,
621
1937 (П e X О., Настольный пед. словарь).
114. Tvoriva akola: Slovnik nekteruch vyrasy Casto uzivanych v dneani pedago-gicke literature, Brno, 1938 (Словарь нек-рых терминов, часто употребляемых в совр. пед. лит-ре).
115. Slovnik moderni pedagogiky, Uspo-rad. S. Vrana za spoluprace V. Pffhody a C. Kohoutka, Brno, 1948 (Словарь совр. педагогики).
116. Pedagogicka encyclopedie, red. O.
Chlup, J. Kubalek, J. Uber, dl 1—3, Praha,
1938—40 (Пед. энциклопедия).
117. С e с e t k a J., Pfiruony pedagogicky
lexikon, dl l—2, Turoiansky svaty Martin,
1943 (Чечетка Ю., Настольный пед.
энциклопедич. словарь).
118. Pedagogicky slovnik, dl l—2, Praha,
1965—67 (Пед. словарь).
119. Pedagogicka encyclopedia Slovenska, zv. l—2, Bratislava, 1984 (Словацкая пед. энциклопедия).
Швейцария
120. L a r g i a d e r A. P h., Handbuch der Padagogik, Tl. 1—4, Z., 1883—85 (Л a p ж и а д с p A. Ф., Справочник по педагогике).
121. Lexikon der Padagogik, Bd 1—3, Bern, 1950—52 (Энциклопедич. словарь по педагогике).
122. Hanselmann H., Eltern-Lexikon. Erste Hilfe in Erziehungssorgen und Schulnoten, Z., 1956 (Ханзельман Г., Энциклопедич. словарь для родителей).
Швеция
123. Psykologisk-pedagogisk uppslagsbok, bd 1—3, Stockh., 1943—46, bd 1—3, suppl.-och reg.-bd (Психолого-пед. справочник).
Югославия
124. Enciklopedijski rjecnik pedagogije, Urec. D. Frankovico. a., Zagreb, 1963 (Энциклопедич. словарь по педагогике, ред. Д. Франкович и др.).
125. Педагогики речник, гл. ред. Р. Тео-досип, кн. 1—2, Београд, 1967 (Пед. словарь).
Япония
126. Синохара С., Пед. словарь, Токио, 1935; то же, Токио.
127. Справочник (систематич. энциклопедия) по изучению нар. образования, Токио, 1954.
128. Энциклопедия педагогики, сост. Тоесава Нобору и др., Токио, 1954.
129. Словарь по вопросам образования, под ред. Окабэ Ятаро (Ке ику хэкка дзи-тэн), Токио, 1955.
130. Кобояси Сумиэ, Словарь по вопросам образования (Ке ику хякка дзи-гэн), Токио, 1957.
131. Пед. словарь, Киото, 1960.
132. Словарь-справочник по педагогике (Кеикугаку седуитэн), Токио, 1974. № 126—132 - изд. на япон. яз.
Специальные педагогические энциклопедии и словари
133. Enzyklopadisches Handbuch der Schulhygiene unter Mitarb. von F. W.
Busing [u. a.], Hrsg. von R. Wehmer, Abt. l—2, Lpz.-Wena, 1903—04 (Энциклопе-дич. словарь по школьной гигиене).
134. Seeling O., Franzmeyer H., Heilpadagogisches Taschenworterbuch, Halle/S., 1926 (3 e л и и г. О., Франц-мейер Г., Карманный врачебно-пед. словарь).
135. Enzyklopadisches Handbuch des Kinderschutzes und der Jugendfursorge, Hrsg. von L. Clostermann, Th. Heller, R. Stepha-ni, Lpz. (Энциклопедия, словарь по охране детей и попечению юношества).
136. Schloen H., Wolff M., Worterbuch der Arbeitserziehung, Langensalza, 1930, B.-Lpz., 1931 (Шлен Г., Вольф М., Словарь по трудовому воспитанию).
137. Dictionary of psychology, ed. by H. C. Warren, Boston-N. Y.-[a. o.], 1934 (Словарь по психологии).
138. Encyclopedia of vocational guidance, ed. by O. J. Kaplan, v. 1—2, N. Y., 1948 (Энциклопедия по проф. ориентации).
139. Wefelmeyer R., Wefelme-y e r H., Lexikon der Berufsausbildung und Berufserziehung, Wiesbaden, 1959 (Вефельмейер Р., Вефель-мейер Г., Энциклопедия, словарь по проф. образованию и воспитанию).
140. H u i s m a n D., Encyclopedie de la Psychologie, t. l—2, P., 1962 (X и с м а и Д., Энциклопедия по психологии).
141. Drever J.,A dictionary of psychology, Baltimore, 1963 (Д p e в e p Д ж., Словарь по психологии).
142. Di Martini L, Enciclopedia della gestione della scuola, Mil., 1977 ( Д и Мартини И., Энциклопедия по школьному управлению).
143. Hyhlik F., Nakonecny M., Mala encyklopedie soucasne psychologie, Praha ( X и л и к Ф., Наконечный М., Малая энциклопедия совр. психологии).
144. Lencyclopedie des parents modernes, Р., 1965 (Энциклопедия совр. родителей).
145. Kelly L. J., Vergason G. A., Dictionary of special education and rehabilitation, Denver (Colo), 1978 (K e л л и Л. Дж., В e p г. а с о и Г. А., Словарь спец. педагогики и реабилитации).
146. Encyclopedia oswiaty i kultury doro-slych, pod red. K. Wojciechowskiego, Wroclaw, 1986 (Энциклопедия образования и культуры взрослых).
147. Encyclopedie guide for Professionals in elementary education, ed. by R. E. Phillips, Lanham-[e. a.], 1986 (Энциклопедия, руководство по профессиям в нач. школе).
148. The encyclopedia of educational media Communications and technology, ed. by D. Unwin, R. McAleese, L., 1978 (Энциклопедия пед. технологии и средств коммуникации).
149. Enzyklopadie der Psychologie: Themenbereich В, С, D, Hrsg. C. F. Graumann [u. a.], Gottingen-[e. a.], 1983 (Психол. энциклопедия).
150. Dictionary of instructional technology, Compl. by H. Ellington, D. Harris [a. u.],
L.-N. Y., 1986 (Словарь уч. технологии).
151. Handworterbuch der Schulpadagogik, hrsg. von W. S. Nicklis [u. a.], Bad Heilbrunn, 1975 (Словарь школьной педагогики).
152. Frohlich W. D., D r e v e r J., DTV-Worterbuch zur Psychologie, Munch., 1978" (Ф p о л и х В. Д., Д p e-вер Дж., Словарь по психологии).
153. Worterbuch der. Weiterbildung, hrsg. von G. Dahm [u. a.], Munch., 1980 (Словарь по образованию взрослых и повышению квалификации).
154. Defektologicky stovnik, Praha, 1984 (Дефектология, словарь).
155. Stownik pedagogiki pracy, Wroctew, 1986 (Словарь проф. педагогики).
Языковые педагогические словари
156. S a i n t-J e a n A., Glossary of terms in school administration (English-French), Toronto, 1957 [Сейнт-Джин А., Словарь терминов школьного руководства (англо-французский)].
157. Sekaninova E., Rusko-sloven-sky pedagogicky slovnik pre LKR, Brat., 1958 (Секанинова Э., Рус.-словац. пед. словарь для нар. курсов рус. яз.).
158. Bo L. Praktiskoppslagsbokforpeda-gogikk og psykologi: Med engelsk-norsk ordliste, Oslo, 1975 (Б о И., Практия, англо-норв. словарь по педагогике и психологии).
159. Krysiak В., Podr?czny stownik pedagogiki pracy (№iemiecko-polski i pol-sko-niemiecki), Warsz., 1981 (K p ы с я к Б., Настольный словарь по проф. педагогике (немецко-польский и польско-немецкий).
160. Tizenegy nyelvi pedagogiai szotar, kot. 1—5, Bdpst, 1982 (Одиннадцатиязычный пед. словарь).
Международные педагоги-яеские энциклопедии, спра-вояники, словари, тезаурусы
161. World survey of education, v. l—5, P., 1955—71 (Всемирный обзор образования).
162. Page G. Т., Thomas J. В., International dictionary of education, L.- N. Y., 1977 (П e и д ж Г. Т., Томас Д ж. Б., Междунар. словарь по педагогике).
163. The international encyclopedia of higher education, v. l—10, ed. in chief A. S. Knowles, S. F. -[a. o.], 1977 (Междунар. энциклопедия по высш. образованию).
164. International handbook of educational Systems, v. l—3, ed. by J. Cameron, B. Holmes [a. o.], Chichester-N. Y.-Toronto, 1983 (Междунар. справочник систем образования).
165. The international encyclopedia of education: Research a. studies, ed. in-chief T. Husen, T. N. Postlethwaite, v. 1—10, Oxf.-[a. o.], 1985 (Междунар. энциклопедия образования: исследования).
166. The international encyclopedia of teaching and teacher education, ed. by M. J. Dunkin, Sydney, 1987 (Междунар. энциклопедия уя, процесса и подготовки учителя).
167. The encyclopedia of comparative education and national Systems of education, ed. by T. Neville Postlethwaite, Oxf.-[a. o.], 1988 (Энциклопедия сравнительной педагогики и нац. систем образования).
168. World education encyclopedia, ed. by G. Th. Kurian, v. 1—3, N. Y.-Oxf., 1988 (Междунар. пед. энциклопедия).
169. The UNESCO: IBE. Education the-saurus, P. - Genewa, 1974, 1975, 1984 (ЮНЕСКО, МБП. Пед. тезаурус).
170. Terminology: UNESCO: IBE education thesaurus. A faceted list of terms for indexing and retrieving documents and data in the field of educ. with French and Spanich equivalents, P., 1978 (Терминология. ЮНЕСКО, МБП. Пед. тезаурус. Пере-яень терминов для индексации и обработки документов и данных в области педагогики с франц. и исп. эквивалентами).
171. International whos who in education, ed. by E. Kay, Camb., 1981 (Междунар. справочник «Кто есть кто в педагогике»).
172. Glossary of educational technology terms, prep. by the Div. of education. scien-ces, contents a. methods of educat. UNESCO for IBE, P., 1986 (Глоссарий терминов по технологии образования).
173. International directory of education associations, P., 1959 (Междунар. справочник по пед. ассоциациям).
П. К. Колмаков, Т. В. Тимонова. ЭПЁ (Ёрее) Шарль Мишель де (12.11.1712, Версаль, - 23.12.1789, Париж), франц. сурдопедагог. Полуяил богословское и юрид. образование. За отказ подписать клятву католич. священника был отлучен от церкви и потерял право занимать должность священнослужителя. Долгое время занимался юриспруденцией. Началом пед. деятельности принято считать 1760.
Первоначально обучал двух глухих девочек. При этом опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, к-рая была выдвинута Д. Дидро и развита им в письмах о глухонемых и слепых, а также на принцип при-родосообразности в педагогике Я. А. Каменского. В практике обучения Э. применял жесты, к-рыми девочки пользовались при общении между собой. Успехи в обучении глухих воспитанниц побудили Э. открыть (1770) в собств. доме в Париже уяще (ин-т) - первое в мире спец. уя, заведение для глухих. Занятия проводились бесплатно с небольшими группами детей; самых бедных учащихся Э. обеспенивал средствами к существованию. Своей целью Э. ставил дать глухим ученикам умственное и нравств. воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (т. н. мимич. метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимич. речи как средства познания и общения глухих. Э. считал, что единств, средство
вернуть глухих обществу - «научить их слышать глазами и говорить голосом». Нач. период обучения по мимич. методу (накопление словаря) проходил успешно, но изучение грамматич. строя франц. яз. и перевод с языка жестов на словесный и обратно вызывали ряд затруднений. Э. пытался разрешить их посредством механич. включения условных жестов, обозначающих грамматич. и синтаксич. категории.
Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Э. изложил в кн. «Обучение глухонемых посредством метод. знаков» (1776) и «Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом» (1784), а также в полемич. письмах к С. Гейнике.
В 1789 ин-т Э. был признан в качестве нац. учреждения. В нем получило сурдр-пед. подготовку Значит. число учителей, к-рые впоследствии внедрили метод Э. в практику обучения глухих в разных странах. Система метод. знаков - мимич. метод - оказалась достаточно действенной, хотя со временем претерпела ряд преобразований.
Лит.: Красновский А. А., Из истории методов обучения глухонемых (Переписка между Де ЛЭпе и Гейнике), «Изв. АПН РСФСР», 1947, в. 9; Дьячков А. И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Басова А. Г., Егоров С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 5; S a v i 6 L., Zivot i delo Sarla Misela de lEpea, Beograd, 1962. С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия