ЭМФАЗА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭМФАЗА
подчеркивание, усиление эмоциональной выразительности слова или предложения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЭМФАЗА
(от греч. έμφασις — ‘указание, выразительность’) — 1. Выделение в речи важной в смысловом отношении части слова, слова в целом, группы слов, предложения при помощи интонации, особого эмфатического ударения, синтаксических средств (напр., повторения, порядка слов), усилительных частиц и т.д. Средством эмфатического подчёркивания являются все стилистические фигуры. Возможно сочетание нескольких средств. Напр.: Не часто приходится просыпаться от тишины. / Да, да, от тишины! (В. Астафьев) — средствами эмфатического выделения в данном случае выступают лексический повтор и повторяющаяся усилительная частица. При таком понимании понятие Э. сближается с понятиями Актуализации (см.) и Выдвижения (см.).
2. Эмоциональное, взволнованное построение речи [Квятковский 1998: 412]. Напр.: Никто не услышит здесь, в Сеинушкином овраге, моего плача, никто не увидит и не осмеёт. Какая тоска!.. Какая смертная тоска... Я всхлипывал и бессвязные, смутные, бормотал слова. Где вы? Где? Мама!... Папа!... И снова — мама!.. Где вы? Неужели нет оттуда, где вы сейчас, дверки сюда?.. И клочья обид... Почудилось — она тут, мама, близко. Прозрачная, почти до неба ростом, бежит, смотрит из-под руки, ищет меня... И гриб белый вспомнился, величайшая радость моей жизни... Огромный, как зонтик!.. И пирог, отданный Ханчику за книгу... Неожиданно теплая коса Капы... Белое, с зажмуренными глазами лицо Кирпичёва... Схема обезвреживания противоне... Ох ты! Кто это?! (Р. Рахманин) — эмоциональность и взволнованность автора осуществляются за счёт разнообразных повторов (выделены), риторических восклицаний (Какая тоска!, Ох ты, Мама!, Папа!),риторического вопроса (Неужели нет оттуда, где вы сейчас, дверки сюда?..),делиберативного вопроса (Кто это?!), парцелляции (перечисление через многоточие), пролепсиса (она тут, мама...), инверсии (бессвязные, смутные, бормотал слова, и гриб белый вспомнился),апокопы (противоне...), гиперболы (огромный, как зонтик, почти до неба ростом).
3. Троп, состоящий в употреблении слова в суженном (по сравнению с обычным) значении, напр.: Чтобы сделать это, нужно быть человеком (то есть героем); Тут нужен герой, а он лишь человек (то есть трус) [ЛЭС 1987: 509].
Лит.: Калустова О.М. Явление синтаксической эмфазы в современном испанском языке: КД. Киев, 1984; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; ЛЭС. М., 1987; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976; Тарасова А.Н. Категория эмфазы и виды контраста // ФН. 1995. №№ 5—6; Тарасова А.Н. Категория эмфазы в современном французском языке (опыт классификации эмфатических высказываний): АДД. М., 1992; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.