ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экзистенциализм
(от лат. exi scncia – существование) – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Экзистенциализм
(лат. existentia – существование) – направление философии, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Поэтому цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность. Основные представители – Н.А. Бердяев, Ж. Сартр, А. Камю и др.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Экзистенциализм
философия существования, предметом которой является человек, рассматриваемый как духовное начало. Исходным пунктом экзистенциализма является философия С. Кьеркегора (1813–1855), которая освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий) обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом».

Источник: Общие основы педагогики

Экзистенциализм
[ < лат. existentia – существование] – синоним – философия существования – иррационалистическое направление в современной философии и литературе. Характерные черты Э.– пессимизм, субъективное толкование свободы, отрицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения реальности. Э. считает, что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается лишь как духовное начало.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Экзистенциализм
или Философия существования) - направление в современной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-ой мировой войны - в Германии, в период 2-й мировой войны - во Франции, а после войны - в других странах. Центральное понятие - экзистенция; основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
совокупность течений философско-педагогической мысли, отрицающих объективные всеобщие ценности и считающих, что личность должна сама создавать (вырабатывать) ценность в ходе своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия. Педагогика экзистенциализма отличается пестротой светских и религиозных направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, целям и возможностям воспитания. По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики – Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
от позднелат. exsistentia - существование) — группа учений, которые отрицают объективные всеобщие ценности и считают, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности, путем полного проживания каждого момента бытия. Э. возник в начале 20 в. в России, после 1-й мировой войны - в Германии, в период 2-й мировой войны - во Франции, а после войны - в других странах. Идейные истоки - учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология, творчество Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. Гл. представители: Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Шестов, К. Ясперс. Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); осн. проявления человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек воспринимает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Э. оказал значительное влияние на теоретическую педагогику Запада. Э. в педагогике представлен именами Бердяева, О. Больнова, Бубера, отчасти В.В. Зеньковского.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
от лат. existentia — существование) — направление в философии, ставящее в центре исследований реалистичного человека, враждебного идеологии, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующего единственную цель — справиться с бременем своей судьбы. Основной принцип человеческого существования согласно экзистенциализму — это быть в мире, причем «мир» — это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий труда. Экзистенциализм антирационалистичен; он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом. Неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т. е. он не мыслит абстрактно. Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России (Н.А. Бердяев), после первой мировой войны — в Германии (М. Хай-деггер, К. Ясперс), во время второй мировой войны перешел во Францию (Ж.П. Сартр). Как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего P.M. Рильке в своих поздних произведениях и Ф. Кафка в романах «Процесс» (1915) и «Замок» (1922).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Теория и практика воспитания. Экзистенциализм [от позднелат. ex (s)istentia - существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—50-х гг. получил распространение и в др. европ. странах; в 60-х гг. - в США. Своими предшественниками экзистенциалисты считают С. Кьеркего-ра, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Э. как филос. направление носит неоднородный характер. Однако существует ряд общих позиций, характерных для всех экзистенциалистских доктрин. Прежде всего - это убеждение, что исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности. Это бытие (экзистенция) - единств, подлинная действительность. Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности). Т. е, человек вначале появляется на свет, существует, действует и лишь потом определяет свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели (хочет быть таким, а не иным). Т. о., существовать - значит. создавать себя, выбирать себя среди разнообразных форм и содержаний. Э. рассматривает экзистенцию как цепь неогранич. и непредвиденных актов сознания. Существование человека - драма свободы; в каждой из неповторимых фаз процесса самосозидания оно придает новый смысл всем моментам, предшествующим этой фазе. Поэтому от любого решения, от любого акта воли и выбора зависит та сущность, к-рую формирует бытие отд. личности. Это не Значит. однако, что Э. считает человека существом, не связанным со средой, в особенности с др. людьми. Существование человека, согласно Э., вплетено в окружающую среду. Ведущие представители Э. выражают эту мысль с помощью разл. понятий: совместное бытие (Хайдеггер), коммуникация (Ясперс), другой человек (Марсель), ситуация (Сартр), но их объединяет понимание взаимоотношений между людьми как взаимоотношение двух человек - Меня и Другого. Поэтому взаимоотношения между группами людей, между личностью и группой, между изолиров. личностью и личностью как членом группы признаются ими абстрактными и производными. Конкретное «Я» живет всегда среди др. людей, существует в глазах других, в отношениях с другими. Человек одинок в своих чувствах, а стремясь излить их на др. человека, делает его своей жертвой: другое «Я» самоутверждается, низводя Меня к роли предмета, превращая Меня в вещь. Э. отрицает рационалистич. противопоставление мыслящего субъекта мыслимому объекту. По мнению экзистенциалистов, нет одной истины, истин много, истиной является «субъективность», а следовательно, ее находят, углубляясь в себя, исследуя структуру своих собств. переживаний. Единств, действительность живой личности - это ее собств. этич. действительность. Настоящая деятельность для нее - не внеш. активность, а внутр. решение.
П. П. Гайденко.
Э. не создал цельной пед. доктрины, к-рая имела бы воплощение в шк. практике, но оказывает заметное влияние на развитие заруб. пед. мысли. Пед. проблематика находит отражение в соч. наиб. известных философов-экзистенциалистов, а также в худ. лит-ре экзистенциалистского направления (произведения Камю, Сартра, С. де Бовуар и др.). Неоднородность Э. как фил ос. течения проявляется и в пед. суждениях представителей Э. Их объединяет, однако, общность взглядов по ряду важных пед. проблем. При определении сущности процесса воспитания, его целей, задач и возможностей теоретики экзистенциалистской педагогики исходят из свойственного Э. понимания мира, существования и природы человека. Назначение человека, напр., Ясперс видит в требовании - «стать самим собой», в процессе жизни «определить свое самобытие» и через него «осуществить себя» в окружающем мире.
Э. допускает т. н. партнерские коммуникативные связи. Это встреча экзистенций двух личностей, к-рая не только не мешает, но способствует подлинному осуществлению сущности человека. Поэтому экзистенциалистская педагогика допускает лишь «партнерские» отношения между воспитателем и воспи-туемым. Призвание педагогики Э. состоит в том, чтобы спасти одинокого человека в «самом человеке», в его внутреннем «Я» путем «обновления его экзистенции».
Педагогика Э. пропагандирует взгляд на человека как на существо, никогда не достигающее совершенства. По Ясперсу, человек, подвергаясь лишь внеш. изменениям, не меняет своей сущности. Экзистенция не подвержена глубокой деформации, а претерпевает мгновенные воздействия и быстропреходящие изменения. На этом основании отвергаются воспитат. предпосылки, покоившиеся на постепенном совершенствовании человека. О. Ф. Больнов, критикуя прежнюю педагогику («педагогику постоянных процессов»), утверждает, что результаты воспитания нельзя планировать. Воспитание - не прямолинейный, а скачкообразный процесс. Многочисленные непостоянные факторы нарушают плановую и целенаправленную деятельность воспитателя. Сам факт существования экзистенции человека не терпит никакого планирования. Функция воспитания, согласно Э., ограничена и состоит в том, чтобы способствовать полному проявлению сущности человека, облегчить его самобытие. Идеалом является установление равновесия между внутр. состоянием человека и внеш. средой. Нарушение равновесия может иметь пагубные последствия. Поэтому в задачу экзистенциалистской педагогики входит нахождение путей и средств для решения конфликтов, возникающих между человеком и обществом, между объективными и субъективными нормами, идеалами и действительностью.
В свете экзистенциалистских представлений о свободе личности задача педагогики усматривается в раскрытии и развитии индивид, возможностей человека в ситуации «выбора», конфликта с ближайшим окружением (малой группой), в противостоянии «массовости». Воспитание растворяется в процессе жизни и интерпретируется как «антропологическое явление» - нек-рое вспомогательное средство человеч. бытия. Такой подход неизбежно приводит к принижению значимости в реальной жизни организованных образоват. процессов. Педагогика «существования» признает в образовании «озарение экзистенции», но его цели сводит к формированию навыков самосознания и осмысления своего положения в ближайшем человеч. окружении во имя преодоления возникающих противоречий и жизненных трудностей. Решающее и первостепенное значение придается самовоспитанию; оно в определенной мере противопоставляется систематич. и науч. образованию, с к-рым теоретики Э. связывают искусств, и неоправданное вмешательство во внутр. мир индивида.
Во 2-й пол. 20 в. Э. оказал известное влияние на формирование отд. концепций философии образования, педагогической антропологии и др. В ст. «О границах пед. планирования» (1952) Ясперс критиковал традиц. педагогику за то, что она, используя психологию в качестве инструмента прогнозирования достижений, ставит своей конечной целью приобретение знаний учащимися и повышение их академии, успеваемости. Он утверждал, что «науки - лишь элемент воспитания», а его «выдающиеся результаты появляются и тогда, когда отсутствуют наука, дидактика и психология». Гл. качеством педагога предстает способность формировать у ученика или воспитанника экзистенциальное мышление. По существу «снятым» оказывается вопрос. о специальной науч. подготовке учителя. Экзистенциалистская педагогика лишает образование самостоят. задач, целиком подчиняя его целям воспитания.
Центральной для педагогики выступает этическая проблема - нравств. позиция и поведение человека. Именно в этой области особенно заметны усилия педагогов-экзистенциалистов создать «новую» теорию нравственного воспитания. Характерным для построений Э. категориям эгоизма, страха, утраченной веры Больнов, напр., противопоставляет такие личностные и характерологические черты, как упорство, терпимость, надежду, благодарность, к-рые, по его мнению, необходимы для формирования «нового доверия к жизни». Провозглашается необходимость создания «теории непостоянных воспитат. форм». Это означает не ликвидацию классич. педагогики «постоянных воспитательных форм», а ее обогащение новыми пед. понятиями, новыми воспитат. формами. К числу таких относятся «воззвание к совести», «наставление», «рефлексия», «включение в действие» и др. Эти формы призваны воздействовать только на экзистенциальную сферу, наряду с ними могут быть использованы «постоянные формы» пед. воздействия. В основе этих утверждений лежит представление о «многослойности» человеческой природы, позволяющее использовать разл. пед. формы и методы воздействия применительно к разным «слоям» человека (бытие, сознание, разум, экзистенция).
Лит.: Хайдеггер М., Разговор на проселочной дороге, М., 1991; его же, Время и бытие, М., 1993; Сартр Ж. П., Экзистенциализм - это гуманизм, [1946], в кн.: Сумерки богов, М., 1989; его же, Слова, М.,1966; Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хайдеггеру, М., 1964; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм и науч. познание, М., 1966; Совр. экзистенциализм, М., 1966; Вульфсон Б. Л., Экзистенциализм и педагогика, в кн.: Общие основы педагогики под ред. В. Е. Гмурмана и Ф. Ф. Королева, М., 1967; Яркина Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979 (гл. 2); Т а в-р и з я и Г. М., Г. Марсель: между христ. экзистенциализмом и новым орфизмом, М., 1982; Кл eller G. F., Existentialism in education, N. Y., 1958; Morris V. C, Existentialism and education, N. Y., [1966]; Vandenberg D., Being and education: An essay in existential phenomenology, Englewood Ckffs, N. Y., [1971]; G r e e n e M, Teacher as stranger: educational philosophy for the modern age, Belmont (Calif.), 1973. Б. Л. Вульфсон, А. Ф. Михайлов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
192.91 кб

Социально-педагогическое сопровождение жизненных событий старшеклассников как фактор их экзистенциал

Рожков Михаил Иосифович, Сапожникова Татьяна Николаевна
В статье раскрыта сущность события как «узлового жизненного периода», в который происходит осознание молодым человеком смысла собственной жизни.
Читать PDF
75.04 кб

Бытийные границы человеческого я в религиозном экзистенциализме Н. А. Бердяева

Овсянников Андрей Владимирович
The article is devoted to a very poorly investigated aspect of N.A. Berdyaev's creative work. The focus of the author's attention is on the temporal dimension of human existence and the «border situation» phenomenon.
Читать PDF
1.93 мб

Духовность и душевность как базовые «Экзистенциалы» человеческого бытия: педагогический контекст

Синицын Юрий Николаевич, Хентонен Анна Геннадьевна
В статье представлен философско-педагогический и психологический анализ категорий «дух», «душа» и «тело», различные взгляды на понятия «духовность», «душевность» и «телесность».
Читать PDF
217.77 кб

Анархо-экзистенциальная утопия личностно ориентированного образования

Жилин Владимир Ильич
В статье рассматриваются философско-мировоззренческие основы личностно ориентированного образования, которыми, по мнению автора, являются анархизм и экзистенциализм.
Читать PDF
167.40 кб

Экзистенциально-рефлексивные составляющие процесса педагогической драматизации образовательного прос

Фейгинов Семён Рувимович
Читать PDF
515.09 кб

Современное высшее образование: экзистенциально-гуманистические перспективы

Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич
Читать PDF
537.28 кб

Экзистенциальная трактовка учебного поведения

Федоров Игорь Алексеевич, Сафарычева Лариса Викторовна
Статья посвящена актуальной проблеме изучения качества учебного поведения, акцентируется внимание именно на экзистенциальных аспектах его качества.
Читать PDF
747.10 кб

Экзистенциальная педагогика А. И. Герцена (к 200-летию со дня рождения)

Богуславский Михаил Викторович
В статье дается целостная характеристика философско-педагогического мировоззрения выдающегося отечественного мыслителя и политика А.И. Герцена. Выделяются и анализируются основные этапы жизни и деятельности А.И.
Читать PDF
357.81 кб

Экзистенциальная основа педагогической и андрагогической моделей обучения

Грешилова Ирина Александровна
В статье рассматриваются особенности двух моделей обучения (педагогической и андрагогической) с позиции философии экзистенциализма, существования человека в мире с его устремлением в будущее.
Читать PDF
238.17 кб

Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей

Хоменко Ирина Алексеевна
Современный этап развития системы российского образования предусматривает экзистенциально-гуманистическую направленность подготовки студентов на всех этапах его профессионального становления.
Читать PDF
213.27 кб

Проектирование системы здоровьетворящего образования на основе адаптивного и экзистенциального подхо

Маджуга А. Г.
Читать PDF
180.22 кб

Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса

Рожков М. И.
Читать PDF
334.61 кб

Экзистенциальный подход в музыкальной педагогике

Адоевцева Ирина Викторовна
Читать PDF
104.89 кб

Активизация самостоятельной работы студентов на основе экзистенциально-гуманистической концепции лич

Берберян Ася Суреновна
В статье рассматриваются актуальные проблемы исследования самостоятельной работы студентов как высшей формы учебной деятельности, а также приведены результаты эмпирического исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциально-ориентированное образование (на примере изучения иностранного языка)

Новакова Ольга Владимировна, Василенко Анастасия Петровна
В данной статье с экзистенциальной точки зрения рассматриваются такие вопросы образования, как передача знаний, процесс познания; анализируется модель процесса обучения иностранному языку, обеспечивающего становление смысла изучен

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Экзистенциальная потребность человека

    лат. экзистенция- существование) -понятие "философии существоваания" - западной философии, возникшей в нач. XX века, связанной с именами М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.П.Сартра. Потребность человека переж
  • Экзистенциальная педагогика

    лат. – сущность в себе) – ветвь педагогического знания, исследующая закономерности и особенности воспитания и обучения человека, построенные на основе учения экзистенциализма. Экзистенциализм п
  • Экзистенциальная психология

    направление в современной западной психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

    способность личносга вступать в определенные отношения с другими людьми, умение человека управлять своими отношениями, позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с м
  • Экзистенциальное понимание человека

    экзистенция - существование) - концепция, согласно которой человек является самоценной и неповторимой личностью. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого
  • Экзистенциальное чтение

    авторская модель экзистенциальных основ и природы чтения; выделены группы потребностей – базовой (общей) социализации; престижной социализации в чтении; рефлексивной (потребность в самодостраив
  • МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

    включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориента
  • Экзистенциальный подход к изучению литературы

    основывается на философии экзистенциализма, положения которой определяют диалогические отношения человека и мира, предполагают ответственность личности за себя и все человечество, тем самым ук