ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС

Найдено 1 определение
ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС
раздел лингвостилистики, изучающий экспрессивные средства синтаксиса и закономерности их использования носителями языка. Э.с. изучает стилистические возможности синтаксических единиц, выступающих в качестве экспрессивных средств, их роль в создании стилистически значимых высказываний. Э.с. соотносится с более широким понятием Стилистического синтаксиса (см.).
Способность синтаксических единиц выступать в качестве экспрессивных средств связана с достижением экспрессивного эффекта. При этом средства Э.с. выступают в качестве средств усиления (выделения) эмоциональности, образности и оценочности речи. Синтаксические средства могут выделять тончайшие оттенки содержания, интенсифицировать выражение авторского отношения к излагаемому, подчёркивать те или иные стороны мысли. В этом плане большая роль принадлежит порядку слов, выбору типа предложения, его длины, интонированию высказывания, упорядоченности расположения.
Э.с. включает в себя использование стилистически значимых структурно-семантических разновидностей предложений, порядка слов, средств связи, необычных случаев употребления главных и второстепенных членов предложения, в т.ч. обособленных членов предложения, однородных членов и др.
Традиционно к ресурсам Э.с. относят Стилистические фигуры (см.): Анадиплозис (см.), Анаколуф (см.), Анастрофу (см.), Анафору (см.), Анэпифору (см.), Антиклимакс (см.), Антиметаболу (см.), Антитезу (см.), Антиэллипсис (см.), Апозиопезис (см.), Асиндетон (см.), Парентезу (см.), Геминацию (см.), Зевгму (см.), Изоколон (см.), Именительный темы (см.), Инверсию (см.), Климакс (см.), Кольцо (см.), Парцелляцию (см.), Период (см.), Полисиндетон (см.), Сегментированные предложения (см.), Симплоку (см.), Хиазм (см.), цепочку номинативных предложений, Эллипсис (см.), Эпифору (см.) и др.
Возможности Э.с. неисчерпаемы. Овладение средствами Э.с. предполагает творческий подход к языку, высокий уровень речевого мастерства.
Лит.: Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983; Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избр. словарные статьи. М., 1996; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка: АДД. М., 2000; Риторика и синтаксические структуры: тезисы краев, науч.-практ. конф. Красноярск, 1988; Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. M.—Л., 1967; Сковородников А.П. О системном описании понятия «стилистическая фигура» // PP. 2002. № 4; Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1993; Солганик Г.Я. Стилистические ресурсы языка // КРРЭСС. М., 2003; СЭСРЯ. М., 2003; ЭВСРЯ. М., 2005.
А.А. Кузнецова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
351.94 кб

Изучение фигур экспрессивного синтаксиса на материале рекламного слогана в школе

Гоголина Татьяна Владимировна
Изучение средств экспрессивного синтаксиса в школе становится всё более значимым: распознавание синтаксических фигур и их осознанное использование в собственных текстах является для учащихся важным этапом подготовки к итоговой атт
Читать PDF
180.16 кб

Использование психолингвистических методик при изучении средств экспрессивного синтаксиса в школе

Гоголина Татьяна Владимировна, Соколова Анна Валерьевна
Рассматривается использование психолингвистических методик разрезания, собирания и завершения текста, позволяющих научить школьников распознавать фигуры экспрессивного синтаксиса в готовом тексте и осознанно включать их в собствен