ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экспериментальные школы
учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Начали возникать в странах Западной Европы в 17–18 веках. На рубеже 19 и 20 веков экспериментальные школы получили значительное распространение вместе с концепциями «реформаторской педагогики», нового воспитания, главным образом, на уровне среднего образования. Наряду с общими чертами в отдельных странах эти учебновоспитательные учреждения имели свои особенности. В Англии «новые школы» (руководитель С. Редди и др.) уделяли повышенное внимание естественно-научному образованию, ручному труду, школьному самоуправлению. В Германии в «сельских воспитательных домах» (руководители Г. Литц, Г. Виннекен и др.) сложились нетрадиционные для школы формы учебновоспитательной работы: лекции, объединения учащихся в небольшие группы, широкое использование занятий искусством. Во Франции в школе Э. Демолена была реформирована система преподавания древних и новых языков. В начале 20 века экспериментальные школы возникли в системе начального образования. В Германии такие учреждения следовали идеям трудовой школы, в Бельгии под руководством Ж. О. Декроли создавались «центры интересов», в США «лабораторная школа» под руководством Дж. Дьюи стремилась воплотить идеи прагматистской педагогики. В 20–30-х гг. действовали экспериментальные школы: в Германии (руководители П. Петерсен, Г. Шаррелъман, Р. Штейнер и др.), во Франции (С. Френе), в США (К. Уошборн, Э. Коллингс и др.), в Великобритании (Б. Рассел, А. Нил), Швейцарии и др. В России с конца 50-х гг. 19 века предпринимались попытки создания народных школ, основаных на авторских педагогических принципах (Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Таврическое училище М.О. Косинского, учебные заведения Н.Ф. Буна-
кова, М.А. Богдановой-Быковой, школа С.А. Рачинского). Идеи самоуправления, творческого труда детей проводили в жизнь «Дом свободного ребёнка» во главе с К.Н. Вентцелем и учебновоспитательные учреждения под руководством С.Т. Шацкого. После 1917 года созданы опытно-показательные учреждения Наркомпроса. В 20–30-х гг. в СССР действовали как экспериментальные учебно-воспитательные учреждения под руководством А.С. Макаренко. В структуре РАО к началу 2000 года насчитывалось 14 экспериментальных образовательных учреждений. Статус экспериментальной школы в Российской Федерации присваивается образовательному учреждению (с начала 90-х гг.) решением учредителя (в т. ч. государственного или муниципального органа).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Начали возникать в странах Западной Европы в 17-18 вв.: школа в Шарошпатаке (1650-54, Венгрия) под руководством Я.А. Коменского, т.н. учреждения А.Г. Франке (начало 18 в.; Глаухау, Германия), филантропины (см.Филантропизм), опытно-экспериментальные учреждения под руководством И.Г. Песталоцци и др. На рубеже 19 и 20 вв. Э.ш. получили значительное распространение вместе с концепциями "реформаторской педагогики", нового воспитания, гл.о. на уровне среднего образования. Наряду с общими чертами в отдельных странах эти учебно-воспитательные учреждения имели свои особенности. В Англии "новые школы" (руководитель С. Редди и др.) уделяли повышенное внимание естественно-научному образованию, ручному труду, школьному самоуправлению. В Германии в "сельских воспитательных домах" (руководители Г. Литц, Г. Виннекен и др.) сложились нетрадиционные для школы формы учебно-воспитательной работы: лекции, объединения учащихся в небольшие группы, широкое использование занятий искусством. Во Франции в школе Э. Демолена была реформирована система преподавания древних и новых языков. В начале 20 в. Э.ш. возникли в системе начального образования. В Германии такие учреждения следовали идеям трудовой школы; в Бельгии под руководством Ж.О. Декроли создавались "центры интересов"; в США "лабораторная школа" под руководством Дж. Дьюи стремилась воплотить идеи прагматистской педагогики. В 20-30-х гг. действовали Э.ш.: в Германии (руководители П. Петерсен, Г. Шаррельман, Р. Штейнер и др.), во Франции (С. Френе), в США (К. Уошборн, Э. Коллингс и др., см. Метод проектов), в Великобритании (Б. Рассел, А. Нил), Швейцарии и др. В России с конца 50-х гг. 19 в. предпринимались попытки создания народных школ, осн. на авторских педагогических принципах (Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Таврическое училище М.О. Косинского, учебные заведения Н.Ф. Бунакова, М.А. Богдановой-Быковой, школа С.А. Рачинского). Идеи самоуправления, творческого труда детей проводили в жизнь "Дом свободного ребенка" во главе с К.Н. Вентцелем и учебно-воспитательные учреждения под руководством С.Т. Шац- кого. После 1917 созданы опытно-показательные учреждения Наркомпроса. В 20-30-х гг. в СССР действовали как экспериментальные учебно-воспитательные учреждения под руководством А.С. Макаренко. К началу 50-х гг. в СССР экспериментально-опытная работа осуществлялась более чем в 40 учебно-воспитательных учреждениях, деятельность которых координировалась АПН РСФСР. В конце 80-х гг. при АПН СССР насчитывалось 14 базовых Э.ш., а также школы, не имевшие статус базовых академических: Павлышская средняя школа в Кировоградской области под руководством М.П. Щетинина, школа в Донецке (под руководством В.Ф. Шаталова), а также учреждения под руководством Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили и др. В структуре РАО к началу 2000 насчитывалось 14 экспериментальных образовательных учреждений. Статус Э.ш. в Рос. Федерации присваивается образовательному учреждению (с начала 90-х гг.) решением учредителя (в т.ч. государственного или муниципального органа).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
уч-воспитат. учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед.идей, а также практич.опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17—18 вв В школе в Шарошпатаке (1650—54) под руководством Я А Каменского были реализованы нек-рые его дидактич. идеи Т и учреждения А Г Франке, сложившиеся к нач. 18 в в Глаухау (Германия), были предшественниками школ реального образования Филантропины (см Филантропизм) способствовали распространению новых взглядов на воспитание и активных методов обучения, предлагавшихся в теоретич. трудах Ж Ж Руссо, И Б Базедова и др. Деятельность в нач. 19 в опытно-эксперим учреждений под руководством И Г Песталоцци («Учреждение для бедных» в Нейхофе, приют в Станце, ин-ты в Бургдорфе и Ивердоне) послужила выра ботке им концепции развивающего обучения
Процесс создания Э III и др. уч. -воспитат. учреждений особенно интенсивно протекал в кон. 19 - нач. 20 вв, когда резко обозначился кризис традиц.школы, не удовлетворявшей требованиям обществ.и экон. развития
На рубеже 19 и 20 вв Э III получили значит. распространение вместе с концепциями «реформаторской педагогики», «нового воспитания», гл. обр. на уровне ср образования Наряду с общими чертами в отд. странах эти уч.-воспитат. учреждения имели свои особенности В Англии «новые школы» в Абботсхольме под руководством С Редди и в Бидэле под руководством Дж Бедли уделяли повышенное внимание естеств-науч. образованию, ручному труду, шк самоуправлению В Германии в однотипных с «новыми школами» «сел. воспитат. домах» под руководством Г Литца, Г Винекена, II Гехееба сложились нетрадиц.для школы формы уч. -воспитат. работы лекции, объединения учащихся в небольшие уч группы, широкое использование в пед.работе занятий по иск-ву В Бельгии «новая школа» Бьерж под руководством Ф де Васконсе-лоса практиковала совместные уч занятия учащихся разного возраста, дет самоуправление Во Франции в школе Рош под руководством Э Демолена, а затем Ж Бертье была реформирована программа и методика преподавания древних и новых языков В Швейцарии «новые школы» активно обучали ручному труду и иностр. языкам
В нач. 20 в Э III возникли в системе массового нач. образования В Германии такие учреждения следовали идеям «трудовой школы» (в Мюнхене - проф. подготовки, Дортмунде и Аугсбурге - труда как элемента формирования общей культуры, Гамбурге и Лейпциге - трудового обучения как средства умственного развития) В Бельгии школа под руководством О Декроли сообразно идее приведения обучения в соответствие с особенностями дет мышления практиковала метод «центров интереса» В США «лабораторная школа» под руководством Д Дьюи и другие Э III, созданные под ее влиянием, стремились воплотить идеи прагматистской педагогики
В 20—30-х гг. действовали Э III в Германии - при Йенском ун-те (руководитель П. Петерсен), бременская «шк. община» (Г. Шаррельман), берлинские опытные школы, дрезденская школа (Г. Швенцер), вальдорфская школа в Штутгарте (Р. Штейнер), школа под руководством Г. Ланга и др.; во Франции - школа под руководством С. Френэ, в США - Э. Коллингса, К. Уошборна, А. Флекснера (см. Метод проектов), в Великобритании - Бикон Хилл под руководством Д. и Б. Рассел, в Швейцарии - Дю Май под руководством Р. Дотрена и др. В системе ср. образования появились Э. ш. более демократичные по составу учащихся и пед. установкам: в Великобритании - Саммерхилл под руководством А. Нила; в Германии - Э. ш. Берлина, Бремена, Гамбурга, Магдебурга; в США - школа под руководством Е. Паркхерст и др.
В зап.-европ. гос-вах и в США 50—60-х гг. деятельность Э. ш. почти полностью направлялась шк. ведомствами, а также Н.-и. пед. центрами. С кон. 60-х гг. сначала в США, а затем в странах Зап. Европы возникли как экспериментальные т. н. альтернативные школы.
В России с кон. 50-х гг. 19 в. предпринимались попытки создания нар. школ, основанных на авторских пед. принципах (Яснополянская школа Л. Н. Толстого, Таврическое уч-ще М. О. Косинского, уч. заведения Н. Ф. Бунакова, М. А. Богдановой-Быковой; школа С. А. Рачин-ского). Идеи самоуправления, творческого труда детей, укрепления сотрудничества с родителями учащихся проводили в жизнь Дом свободного ребенка во главе с К. Н. Вентцелем и уч.-воспитат. учреждения под руководством С. Т. Шацкого.
После 1917 созданы опытно-показательные учреждения Наркомпроса, деятельность к-рых носила экспериментальный и одновременно науч.-пропагандистский характер. В их систему входили опытные школы, школы-коммуны, дет. городки, эксперим. станции по нар. образованию и т. п. В 20—30-х гг. в СССР действовали как экспериментальные уч.-воспитат. учреждения под руководством А. С. Макаренко.
После 1945 в СССР в нескольких школах Москвы, Горького, Свердловска и Ленинграда были созданы образцовые кабинеты для ведения науч. и уч.-метод. исследований. К нач. 1950 эксперим.-опытная работа осуществлялась более чем в 40 уч.-воспитат. учреждениях, деятельность к-рых координировалась с планами ин-тов АПН РСФСР. В 1966 насчитывалось 9 базовых школ АПН, ряд к-рых имел статус школы-лаборатории, а их пед. коллективы состояли из шк. работников и науч. сотрудников академич. ин-тов. Эти базовые школы вели опытно-эксперим. работу по определению программы и средств воспитания учащихся 8-летней и ср. школ (№ 710, Москва; N 18, Павловский Посад Моск. обл.), воспитания в школах-интернатах (№ 5, 10, 12, 72, Москва, Яснополянская школа в Тульской обл., Сафоновская в Смоленской обл.), дифференциации обучения в ср. школе (№ 710, Москва), изменению структуры и программы нач. обучения (№ 91, Москва, школа памяти В. И. Ленина в Подмосковье) и др.
В 1987 при АПН СССР насчитывалось 14 базовых Э. ш. Значит. опытную работу провели в 60—80-х гг. ряд школ, не имевших статуса базовых академических: Павлышская ср. школа Кировоградской обл. под руководством В. А. Сухом-линского, ряд школ под руководством М. П. Щетинина, школа в Донецке (руководитель В. Ф. Шаталов), а также учреждения под руководством Л. В. Зан-кова, Ш. А. Амонашвили. Опытная работа по проектированию модели школы будущего проводилась под руководством M. H. Скаткина и др.
В структуре РАО в сер. 90-х гг. насчитывалось 14 эксперим. образоват. учреждений. Статус Э. ш. или эксперим. образоват. учреждений в Рос. Федерации присваивается школе (с нач. 90-х гг.) решением учредителя (в т. ч. гос. или муниципального органа). См. также Авторская школа.
Лит.: Передовые школы и воепитат. учреждения Европы и Америки, М., 1912—14; Ферьер А., Из опыта новой школы Запада, пер. с франц., М.-Л., 1926; Новые пути заруб. педагогики. Интернац. сб., под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1927; Уошборн К., Новые школы Зап. Европы, пер. с англ., М., 1928; Новые системы образоват. работы в школах Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова и H. H. Иорданского, М., 1930; Пед. искания в Европе и Америке, под ред. М. М. Штейнгауз, М., 1930; Кай-ров И. А., Очерки деятельности Академии пед. наук РСФСР, М., 1973; Д ж у p и н-ский А. Н., Зарубежная школа: совр. состояние и тенденции развития, М., 1993 (гл. 4); Foulquie Р., Les ecoles nouvelles, Р., 1948; Ferriere A., Lecole active a travers lEurope, Lilie, 1949; The open classroom reader, N. Y., [1973]; Experimental school revisited. Bulletins of bureau of educational expenments, N. Y., 1973; Szkoty eksperymentalne w swiecie. 1900- 1975, pod red. W Okonia, Warsz., 1977; S w i d-ler A., Organization without authority. Dilemmas of social control in free schools, Camb.-L., 1979. A. H. Джуринский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
227.40 кб

Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната

Мухин Алексей Викторович
В статье приведены основные результаты педагогического исследования в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Отработка модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здо
Читать PDF
350.80 кб

Экспериментальные школы: взаимодействие педагогической науки и практики

Воровщиков Сергей Георгиевич, Новожилова Марина Михайловна
Читать PDF
759.04 кб

Формирование экспериментальных умений учащихся основной школы при подготовке к ОГЭ по физике

Кузьмина Лена Николаевна
Рассматривается проблема формирования у учащихся основной школы экспериментальных умений. Показаны приёмы, позволяющие развивать экспериментальные навыки, необходимые для подготовки к экзамену по физике.
Читать PDF
147.41 кб

История развития и достижения Оренбургской научной школы клинической анатомии и экспериментальной хи

Каган Илья Иосифович, Чемезов Сергей Всеволодович
Читать PDF
520.79 кб

Осуществление психолого-педагогической подготовки учителя для новой школы (об опыте экспериментально

Рубцов В. В.
Дана характеристика системы психолого-педагогической подготовки учителя, направленной на решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы».
Читать PDF
140.08 кб

Теоретические и экспериментальные исследования В. П. Горячкина в традициях российской школы механики

Ярошевский В. А.
Читать PDF
624.14 кб

Основные направления экспериментальной деятельности научной школы «Нравственный аспект в формировани

Рогожникова Раиса Анатольевна
В статье представлена деятельность диссертантов научной школы по специальностям 13.00.01 «Общая педагогика», «История педагогики и образования» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».
Читать PDF
378.87 кб

Организация опытно-экспериментальной работы школы по формированию учебно-исследовательской деятельно

Клещева Ирина Валерьевна
Важность формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся обозначена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Читать PDF
1.25 мб

Опытно-экспериментальная работа по модернизации образовательного процесса школы через внедрение сист

Пестова Олеся Анатольевна, Сороквашина Надежда Николаевна, Утёмов Вячеслав Викторович
В статье представлены промежуточные результаты опытно-экспериментальной работы в школе-лицее по формированию компетенций функциональной грамотности учащихся, в которой особое внимание уделяется модернизации основного и дополнитель
Читать PDF
204.00 кб

Экспериментальное исследование профессионально- личностного развития директора школы как субъекта уп

Корнилова Татьяна Альбертовна
В статье рассматривается профессионально-личностное развитие директора школы как субъекта управленческой деятельности, приводятся результаты проведенного эмпирического исследования директоров школ, отнесенных к числу «высоко и низ