ЭКСПЕРИМЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
эксперимент, проводимый (в отличие от педагогического эксперимента) на контингенте профессионально ориентированных людей зрелого возраста, обучающихся в образовательных организациях, готовящих специалистов (вузы, техникумы, лицеи, профессиональные училища и др.).
Целью А.э. является выявление качества профессиональной подготовки; измерение уровня сформированности у будущих специалистов их профессиональных знаний и умений и в целом – степени их готовности к выполнению функций по данной специальности (профессии).
Так как формирование профессиональных знаний и умений – процесс длительный, то А.э. представляет собой, как правило, лонгитюдное исследование (продолжается 2–3 года); может охватывать учебный процесс по одной учебной дисциплине, по ряду учебных дисциплин (объединенных в одно направление) или в целом – всю систему подготовкиспециалиста. Например, в системе вузовской подготовки учителей можно провести А.э. по направлениям: психолого-педагогическая подготовка учителя, его предметно- методическая подготовка, философская, культурологическая и др.
Проведение А.э. требует особого акмеологического диагностического инструментария.
А.Т. Цветкова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЭКСПЕРИМЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ
заключается в варьировании внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс продвижения взрослого человека к вершинам его профессиональной и личностной зрелости и прослеживании влияния этих факторов. При этом зависимыми переменными в Э.а. (теми сторонами психического развития, которые акмеолог-экспериментатор хочет изменить, преобразовать) могут быть уровни эффективности профессиональной деятельности, состояние отдельных сторон личности – профессиональная позиция, профессиональное мышление и др. Независимыми переменными (варьируемыми факторами) могут выступать условия внешней профессиональной и социальной cреды, особенности акмеологического сопровождения, а также внутренние факторы профессионального роста (мотивация, самооценка, обучаемость и др.). (А.К.Маркова).
Специфика Э.а. состоит в изучении взрослого человека, психические процессы и функции которого представлены в уже сложившемся и свернутом виде, что затрудняет учет зависимых переменных, а также в исследовании трудовой деятельности и личности человека, где процесс становления нередко скрыт и требует специальных приемов их выявления.
Эксперимент в акмеологии может быть: лабораторным, происходящим в специально организованных условиях; естественным, происходящим в условиях, близких к реальным условиям труда; натуральным и модельным, мысленным; констатирующим и преобразующим. Вариантом преобразующего эксперимента в акмеологии может быть разработка и апробация разного рода акмеологических технологий перехода на более высокие уровни профессионализма, использование их в профессиональных тренингах и т.д.
В акмеологических исследованиях, касающихся профессиональной деятельности, может применяться классический эксперимент с достаточно строгими формами контроля. Для исследования профессионализма личности более адекватны приемы мягкого экспериментирования со сниженными формами контроля.

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
5.81 мб

Экспериментальная проверка эффективности технологии повышения уровня развития акмеологического потен

Леонтьева Елена Андреевна
В статье представлены результаты формирующего эксперимента, целью которого была проверка эффективности технологии повышения уровня развития акмеологического потенциала будущего учителя на основе эвристической учебно-профессиональн