ЭКРАННЫЕ СТАТИЧНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ЭКРАННЫЕ СТАТИЧНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
группа технических средств обучения.
К статическим экранным ТСО относятся диапозитивы (слайды), диафильмы, транспаранты. Соответствующие им технические устройства-проекторы – диапроекторы, графо-проекторы (кодоскопы).
Систему таких ТСО разрабатывают в рамках учебных предметов. Исходные требования на их проектирование определяет прежде всего тематический состав этой группы пособий, обусловленный, с одной стороны, спецификой предмета, а с другой, своеобразием природных качеств средства обучения, проявляющихся в определенных учебных ситуациях.
Диапозитивы (слайды) – это статичные экранные пособия. Они охватывают широкий круг вопросов в зависимости от своеобразия изучаемого предмета. Изображения на диапозитиве воспринимаются обычно лучше, чем на плакатах, поскольку этому способствует яркое освещение и большие размеры экрана.
Диапозитивы достаточно гибки в использовании, дают возможность изменять последовательность демонстрации кадров и проводить неполный показ серии, так как каждый кадр является информативно целостным. Это дает возможность педагогу использовать серии диапозитивов сообразно своей методике и в различных учебных ситуациях.Диафильмы. Изобразительный материал этих пособий имеет структуру, предусматривающую определенную последовательность кадров согласно заложенной автором методической идеи.
Изменение последовательности кадров в диафильме ведет к нарушению логической структуры его содержания, целостности восприятия информации. Дидактические свойства этого вида пособий реализуются при создании различных вариантов диафильмов: с доминантной иллюстративной, проблемной, инструктивной функцией; путем фрагментарного построения, либо целостно.
Большие затруднения в использовании диафильмов вызывает подчас их большая информативная насыщенность, иногда часто превышающая учебную программу и требующая дополнительного времени на уроке. Этот недостаток частично преодолевается при фрагментарном построении диафильма.
Транспаранты. Возможность проецирования транспарантов с помощью графопроектора без затемнения является огромным преимуществом этого вида пособий.
Графопроекторы (кодоскопы) с чистой лентой (фолией) изначально использовались как заменитель классной доски – «световая доска». Преподаватель при этом может, сидя лицом к учащимся, вести необходимые записи, поясняющие его объяснение, которые проецируются на экран, наносить нужные изображения, руководить наблюдением учащихся, привлекать их к решению той или иной познавательной задачи (проводить сравнения, сопоставления, анализ, синтез, дополнять информацию в схемах или таблицах и т.д).
Транспаранты как самостоятельные ТСО разделяются на следующие типы:
– транспарант-плакат – содержит изображения различных объектов, алгоритмы, образцы решения задач и т.п., расположенные в последовательности предъявления соответствующей информации. Такой транспарант используется в качестве наглядного пособия и средства управления процессом обучения и самостоятельной работы учащихся;
– транспарант с чистым полем для дополнительных изображений и записей – на дополнительной части поля транспаранта по ходу урока изображаются отдельные элементы рисунка, чертежа, схемы, графики, проставляются размеры, вписываются пропущенные слова, символы, названия. Если такой транспарант проецируется на доску, то дополнения выполняются мелом;
– транспаранты с перемещающимися листами – позволяют изменять положения отдельных изображений в плоскости предметного столика графопроектора. В этом случае каждая подвижная часть выполняется на отдельном листе и перемещение осуществляется путем их поступательного или вращательного движения;
– многослойные транспаранты с последовательным наложением или снятием отдельных листов – позволяют демонстрировать изучаемые объекты и процессы в определенной последовательности их рассмотрения, начиная от общего к деталям: анализ принципиальных и кинематических схем, изучение устройства машин и механизмов, последовательности осуществления естественных и выполнения технологических процессов и т.д.;
– динамические транспаранты с теневой проекцией – позволяют изучать процессы, изменяющиеся во времени и пространстве: например, деформация поперечного и продольного изгиба, взаимодействие ротора и статора электрической машины, работа кулачкового механизма и т.п. Для изготовления таких транспарантов используется цветное стекло и другие материалы, в том числе непрозрачные.
Транспаранты выпускают обычно сериями, содержащими 6–8 кадров. Транспаранты могут быть изготовлены самим преподавателем и использованы согласно принятым им методическим приемам.
При самодельном изготовлении транспарантов руководствуются следующими требованиями:– содержание транспаранта должно отражать основной, кульминационный момент той порции учебного материала, которую он помогает раскрывать, и не должно содержать избыточной информации;
– комплект транспарантов должен обладать информационной гибкостью, чтобы преподаватель, мастер по своему усмотрению могли менять порядок их использования на уроке, выбирать только необходимое в данном случае;
– цветные транспаранты изготовляются лишь в тех случаях, когда цвет несет определенную информационную нагрузку и создает контраст между отдельными элементами изображения;
– самые мелкие элементы изображения на транспаранте при проецировании его на экран оптимальных размеров (1,6 х 1,6 м) должны четко просматриваться учащимися с расстояния 8–9 м;
– максимальное количество листов, на которых изображен рисунок, при методе наложения должно быть не более 5–7;
– выполняя один рисунок по частям на нескольких листах, необходимо предусматривать возможность четкой фиксации их положения при наложении или повороте друг относительно друга.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М., 1988; Пальчевский Б.В. Экранные средства в учебном процессе профтехучилищ. – Минск, 1981.
Т.С. Назарова, В.Е. Полат, В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.